Нет! Вот уж извините. В «Дорогой Елене Сергеевне» учитель пожинает результат среды. Это та же история, что и в «Доживем до понедельника»: «А прав ли в том, что мой КПД мог бы быть гораздо выше?».
Она их учила, но учила не тому. Видите ли, она учила их добру, а требуется от них совсем другое. Это учитель, столкнувшийся с тем, что обнулились его действия, что обнулилось его преподавание. Среда, мир, история обнулили их. Это очень горько.
И сейчас точно так же обессмыслились 3 предыдущих века русской культуры. Простите, а когда хунвейбины плевали в лицо профессорам и надевали на них бумажные колпаки, разве не обнулились несколько веков, а может быть, и несколько тысячелетий китайской культуры? Обнулились, конечно. Это называется «культурная революция». Такие вещи даром не проходят. Можно ли сказать, что эти профессора их не тому научили, этих китайских нашистов? Нет. Учили тому, но просто время оказалось несколько сильнее.
В какой степени китайская культура ответственна за культурную революцию? В какой степени роман «Речные заводи» отвечает за вот такое перерождение? В какой-то мере, наверное, отвечает. Но понимаете, в какой мере Томас Манн отвечал за то, что жгли его книги? Ну, Томас Манн, положим, отвечал благодаря мерзкой книге «Рассуждения аполитичного», прости Господи. Но Генрих Манн не отвечал никак. Генрих Манн был гораздо более последовательным человеком. И, кстати, очень талантливым писателем.