Войти на БыковФМ через
Закрыть

Почему женщина-трикстер встречается редко?

Дмитрий Быков
>100

Я об этом много думал: почему-то мужчина-трикстер чаще святой, или, во всяком случае, мы не воспринимаем его как злодея. Он плут, а плут — это: «Из духов отрицанья ты всех мене бывал мне в тягость, плут и весельчак». Бог не против плута. А вот женщина-трикстер — она почему-то злодейка. Вот тип миледи или, может быть, тип в советской прозе даже я не знаю, кого вспомнить, блистательную авантюристку. Так не вспоминаю сразу. Но если бы её написали, то наверное, это была бы Вера Гучкова, такой двойной агент, про которую, Козаков снял «Очарование зла». Вот боюсь, что так.

Почему мужчина-трикстер — это милый плут типа Бендера, а женщина-трикстер — это такое однозначное зло типа миледи, очень трудно мне ответить не этот вопрос, не впадая в сексизм. И я постараюсь в него не впадать. Может быть, суть в том, что предназначение женщины, оно вообще не в трикстерстве, не в бродяжничестве и не в том, чтобы бегать, перемещаться, а в том, чтобы наоборот, строить очаг. И женщине, для того чтобы стать трикстером, нужно очень сильное такое, очень радикальное насилие над своей природой. Я, кстати, думаю, очень многие… Маленькая разбойница — женщина-трикстер, кстати.

Если вы хотите действительно, как вы пишете, писать сценарий о женщине-трикстере, вот тут бог вам в помощь. Сейчас как раз на наших глазах, почему я и говорю, что это вовремя, разворачивается такая одиссея Ксении Собчак. И она вполне себе тянет на женщину-трикстера, такая очаровательная обольстительница. Но тут, видите, что-то мне мешает провозгласить её трикстером. Хотя там тоже и драма с отцом наличествует, все.

Но видите, по некоторым параметрам она выламывается из этого образа. Вот что хотите, мне кажется, что роль трикстера ей навязана обстоятельствами. В огромной степени она навязана ей собственными её поисками. Ей мало быть просто женщиной, просто телеведущей, просто светской львицей, просто матерью семейства — слишком она для этого умна, нестандартна и любит приключения. Ну что-то в ней выламывается из обычной жизни. Но и трикстером полноценным я бы её не назвал. Потому что они с Навальным, я говорил уже об этом, они с Навальным составляют довольно занятную пару, так, условно говоря, Суок и гимнаст Тибул. Без такой девочки-куклы, девочки-притворщицы не обходится ни один сюжет.

Но вот почему она не трикстер, мне кажется… Понимаете, сейчас трудную вещь скажу, трудно её опять-таки сформулировать, но мы же договорились, что мы не боимся рискованных формулировок. Если мы друг другу будем врать, то зачем тогда все? Короче, Собчак — она, как мне кажется, все-таки очень хочет быть обычной. Она хочет обычную семью, простую такую жизнь, она тяготится своим трикстерством, вот что мне кажется. Она перебесилась, у нее был гламурный период, был «Дом-2», от которого она уже, по-моему, не знает, как избавиться, от этого шлейфа. Но она в душе глубоко нормальный человек. Вот поэтому мне представляется, что у нее есть постоянный тормоз, постоянные гири на ногах — желание все-таки оставаться в рамках закона, в рамках приличий, в рамках договоренностей. То есть в этом смысле настоящей безбашенности там нет. Может быть, и слава богу.

Я очень разделяю это её стремление. Я сам человек совсем не трикстерского склада, я гораздо более домашнее существо, хотя жизнь моя так складывается, что мне приходится много странствовать и периодически рисковать, но это совсем не мое, я люблю быт размеренный. Вот мне кажется, что Ксении Собчак тоже хотелось бы вести размеренную жизнь, быть добродетельной супругой и верной матерью, или наоборот.

Вот что касается Чулпан Хаматовой… Странный такой, знаете, внезапный ход мыслей, иногда так ведешь эфир, и приходит совершенно неожиданная мысль. Вот Чулпан Хаматова в гораздо большей степени трикстер. Знаете почему? Она, конечно, символ такого плюшевого зайца, чуть ли не ангела, ещё начиная со «Страны глухих», но её амплуа шире. И лучшая роль, которую она сыграла — это Лиля Брик в замечательном фильме Александра Шейна. Александр Шейн, которого я смею считать приятелем, человек, довольно мне близкий и интересный, он много придумал интересного тоже. Он, кстати говоря, и поэт неплохой. Но вот тут он снял блестящую картину, этот «ВМаяковский». И Чулпан там появилась, явила себя с неожиданной стороны. Хитрая, очень холодная, очень расчетливая, очень талантливая. Вот Лиля Брик, её почему все считают злодейкой, она обладает многими чертами трикстера.

Но тут какая история, Чулпан Хаматова, мне кажется, трикстер в большей степени. Потому что Лиля Брик — она не играла, она была довольно простодушна в чем-то, она не притворялась хорошей. Чулпан тоже не то чтобы притворяется, но людская молва приписала ей ангельские черты. А Чулпан совершенно не ангел, она человек очень прагматический, очень рациональный, иначе она не потянула бы работу такого фонда. Человек довольно холодный внутренне, много про себя понимающий, насмешливый, едкий, математик по основному призванию, она из математической школы.

И кстати, ещё когда я посмотрел первую её большую киноработу, «Время танцора», я Миндадзе спросил, что это за человек, что за актриса. И Миндадзе сказал, что это самый целеустремленный, с самым безупречным самообладанием существо, которое он видел не просто в этом поколении, а вообще за последний год. «Пойдет чрезвычайно далеко»,— он сказал. И вот это я чувствую, эту железную самодисциплину, этот стержень, этот холод. Вот Чулпан Хаматова такой персонаж.

И обратите внимание, что в ней совсем нет сентиментальности. А в ней есть, безусловно, сострадание, эмпатия, умение сопереживать. Она никогда не скрывала, что она ведь стала заниматься помощью больным детям после того, как заболел её племянник. То есть это личный опыт. И при этом она действительно умеет быть чрезвычайно сентиментальной и притягательной, но она умеет так выглядеть. В душе это чрезвычайно жесткий, трезвый и все про себя понимающий человек. И актриса она настоящая, она умеет быть очень разной, я это понял на спектакле «Мамапапасынсобака». Конечно, у нее есть роли абсолютно однотипные. Но вот когда я увидел эту Лилю… Понимаете, вот там она не играла, она это прожила действительно. И я увидел, что она такая. Как её безумно раздражают люди, как она любит талант в любых его проявлениях, как она по-человечески ищет что-то сомасштабное себе. Вот мне кажется, Чулпан Хаматова сегодня единственный такой женский трикстер, наиболее очевидный. И я очень желаю ей когда-нибудь это сыграть.

Вот если бы написали роль для Чулпан Хаматовой, как она баллотируется в президенты России, через что она должна пройти… Конечно, она не возьмется, но сделать, чтобы Чулпан Хаматова сыграла, условно говоря, Ксению Собчак — это могло бы получиться очень здорово. Конечно, там не может быть никакой победы, никакого триумфа, там может быть, если угодно, моральный триумф. А очень бы хорошо, чтобы показать, как для нее участие в этой гонке закончилось и любовной катастрофой, обязательно, и полной потерей друзей.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Нравится ли вам книга «Время колоть лед» Екатерины Гордеевой и Чулпан Хаматовой?

Понравилась. Неожиданно, но понравилась. Почему неожиданно? Потому что в такой книге очень трудно было бы удержаться от апологетики. Но дело в том, что мне Хаматова после этой книги стала гораздо больше нравится. Я совершенно никогда не скрывал и в интервью с ней об этом говорил, что у меня много претензий к тому, что она делает и к тому, что она говорит. Но она человек очень честный и прямой. И такой, я бы сказал, знаете, она мне после этой книги разговоров с Гордеевой, она мне стала так же близка, как некоторые благотворители после самых своих откровенных признаний. Я по-настоящему зауважал Мать Терезу (простите за аналогию, тут нет аналогии с Хаматовой, есть аналогия поведенческая, фактическая)……

Что можно сказать про позицию Чулпан Хаматовой, которая говорила: пусть здесь будет Северная Корея, лишь бы не революция?

Слушайте, Чулпан Хаматова, во-первых, я думаю, давно раскаялась в тех словах. Во-вторых, Чулпан сделала много добра, в-третьих, она сейчас в ряду самых яростных противников войны. Давайте не будем всё время друг другу что-то припоминать. Мне тоже много чего можно припомнить. Я ведь очень топил за Путина в начале его власти, потому что я знал (и это я знал совершенно чётко), что власть Примакова-Лужкова приведёт к тому же самому немедленно. Лужков уже тогда ездил в Крым и носился с идеей его присоединения. Лужков по своим зажимам прессы, по использованию своего ресурса был таким «Путиным до Путина». Любой правитель России после Ельцина был обречён на откат. Мне казалось, что при Путине этот откат…

Почему в фильме Вадима Абдрашитова «Время танцора» царит атмосфера неустойчивости во всём? Какая мысль мучила режиссёра?

Ну, мысль, которая их мучила, мысль, которая их занимала на тот момент,— это то, что действительно время героев закончилось и настало время танцора, вот этого смешного персонажа, несерьёзного. Все остальные погибли, в том числе герои Гармаша и Степанова, а этот выжил, потому что он бессмертен. И ему достаётся всё, он пожинает все лавры. И он там в результате, в финале вечный лузер, тем не менее ездит на белом коне.

Но что они безусловно предугадали с какой-то болезненной, маниакальной, по-моему, точностью, которая вообще работам этого тандема была очень присуща? Они предугадали феномен Новороссии, вот этих людей, которые не находят реализации в России и спасаются на её окраинах. Это…

Зачем в рассказе «Игры в сумерках» Юрия Трифонова Борис ударил Анчика?

Он ударил Анчика не из-за чего-то, а почему-то; потому что в целом атмосфера такова. Ну как в фильмах Миндадзе, у него всегда такие фильмы-катастрофы, и люди ведут себя там непредсказуемо, они готовы с равной вероятностью целоваться, плясать, пить, прыгать с моста. Вспомните «Отрыв» — самую авангардную и, по-моему, самую раннюю его картину. Или вспомните дикую атмосферу «Милого Ханса, дорогого Петра»… Как раз сейчас вышла книга сценариев, так что многим, я думаю, станет понятно. Потому что жаловались на непонятность картины, а для меня она с самого начала была самым точным выражением эпохи. Потому что канун войны, всеобщая невротизация, всеобщее раздражение приводит к тому, что возникает…

Почему раньше любили писать рассказы, а теперь сложно найти хорошие свежие рассказы? Кого из новеллистов вы бы посоветовали почитать?

Да понимаете ли, как раз сейчас жанр рассказа переживает полный ренессанс. Отчасти благодаря гламурной прессе, где главный формат — это рассказ. Ну лежит журнал в салоне косметолога, психоаналитика или, не дай Бог, дантиста. И пока вы сидите в очереди, вы как раз читаете рассказ. Или в парикмахерской.

А что касается второго формата, то совершенно очевидно, что в блогах большинство записей — это короткие новеллы. И конечно, лучший новеллист нашего времени, как мне представляется — это Денис Драгунский. Он вообще считает, что хороший рассказ надо накрывать ладонью, и тогда это соответствует идеальному объему.

Мы знаем 3 разновидности рассказа — анекдот, новелла и собственно…