Это не очень удачная картина, на мой взгляд. Понятное дело, что Хуциев — великий режиссер эпохи перемен или их ожидания, в 70-е чувствовал себя депрессивно, картину о Пушкине так и не смог снять (не дали, если быть объективным). А в 80-е он просто явственно выдыхался, и только перемены дали ему новые силы для гениальной неудачи «Бесконечности». Великий фильм, но, как мне кажется, несбалансированный. Бог с ним, пусть будет; Хуциев все равно гений. Некоторые куски «Бесконечности» качественно лучше всего, что тогда снималось, и неудачу целого можно за это и забыть.
«Послесловие» — это фильм довольно примитивный, тривиальный, как мне кажется. Хотя в нем и пытаются выискивать какие-то высокие конспирологические смыслы, чуть ли не намекая на то, что и тесть разведчик, и зять разведчик,— нет, это вообще история, как мне кажется (все-таки Хуциев — большой художник), еще и о том, как навязчива бывает доброта и такая старческая эйфория, старческий интерес к жизни, старческая апология душевного здоровья. Говорят, таким человеком был Стасов в последние годы; таким веселым увлекающимся стариком. Такие старики человеку в кризисе среднего возраста, мрачно глядящему на мир, какого играет всю жизнь Мягков (в любом возрасте), совершенно невыносимы. И я, кстати, сам не очень люблю таких жизнерадостных оптимистов, которые все восхищаются то вкусом меда, то погодой, то какой-то доброй девушкой, которая помогла в метро. Эта эйфория, мне кажется, искусственная, самоподзаводная, у меня такой герой был в «Остромове»: старичок, который все Наденьке, у которой, собственно, все внутренности вырваны, рассказывает о том, какая прелесть эта песня зяблика. Я уважаю таких людей, но уважаю все-таки несколько вчуже, предпочитаю держаться подальше.