Нет, конечно. Если брать Генку Шестопала из «Доживем до понедельника», это, скорее, такая цепочка, история фриков. Фрики становятся все более фриковатыми, все более чудовищными. Генка Шестопал, в общем, просто нонконформист, Бессольцева — уже жертва коллективной травли, а Ученик — это уже, в общем, маньяк. Это уже случая mania religiosa. То, что фрики становятся все более невыносимы, а масса все более агрессивна и в каком-то смысле все более отвратительна,— да, этого нельзя не заметить. Но это происходит не потому, что деградирует система образования, а потому, что деградирует общество и людям нечего делать. Понимаете, поляризация в любом обществе — это признак болезни. У меня в «ЖД» была такая догадка, что, когда общество разбивается на страты (условно говоря, на город рыжих, на город велосипедистов, на город блатных, на город полиции, на город поэтов), когда все делится на фракции, как будто после крекинга,— это довольно болезненный процесс. Все разбиваются на почти непересекающиеся слои; горизонтальные, вертикальные — не важно.
Вот Генка Шестопал в классе вполне органичен. У него с Батищевым есть, конечно же, трения, но он может рассматриваться как авторитет. Бессольцеву травят все. Ученик сам травит всех и сам становится вождем тоталитарной секты. Еще один важный этап можно проследить в фильме «Шут» по Юрию Вяземскому, когда шут, в сущности, обреченный на роль изгоя, становится таким своего рода антилидером класса, начинает мстить всем. Был фильм «Лидер», на мой взгляд, не очень удачный, где была замечательная роль Александра Стриженова, но ничего не поделаешь, картина была сама по себе слабовата. А вот постепенная деградация этого типа лидера — это «Шут», потому что он испытывает наслаждение от такого мучительства профессионального. Это страшная была книга Вяземского, одна из лучших у него.