Войти на БыковФМ через
Закрыть
Кино

Как вы оцениваете фильм «Общество мертвых поэтов» Питера Уира?

Дмитрий Быков
>100

Знаете, оно не такое простое, мое мнение. Меня позвали однажды обсуждать эту картину со школьниками в новую школу, и там один человек (насколько я помню, преподаватель информатики) сказал: «У вас нет дара сопереживания». Я сразу это обсуждение покинул. Потому что когда вам в ответ на нормальную критику в адрес фильма говорят, что у вас нет дара сопереживания, да еще при детях, единственное, что вы можете сделать — это свернуть свое участие в этом мероприятии.

Я не люблю фильм «Общество мертвых поэтов». То есть я считаю его хорошим. Я считаю, что Питер Уир — гениальный режиссер, кстати, много способствовавший мифологизации таинственного континента Австралия полностью вымышленной историей, которую он так убедительно рассказал в фильме «Пикник у Висячей скалы». Но фильм «Общество мертвых поэтов», как и педагогическая практика прототипа главного героя — я сейчас его не помню (кстати, он жив и активен — может, я попробую с ним в Штатах сделать интервью) — мне это не кажется убедительной педагогической практикой.

Понимаете, вырывать страницы из учебника или из хрестоматии для того, чтобы произвести впечатление на школьников — это не очень хорошо. Это такая, мне кажется, немножко сектантская история. Что-то вроде фильма «Ключ без права передачи», когда детям возглашают, что они правы, а весь мир вокруг неправ. Вся опасность этой практики, кстати, в фильме показана, только она там не разоблачена. И эта фальшивая финальная сцена, когда все встают на парты, его провожая. Мне практика этого учителя кажется слишком дешевой и неубедительной.

Я понимаю, что он хороший учитель. Но он опасный учитель. Он учитель, который внушает школьникам, как бы сказать, некорректную эмоцию. Можно внушить школьнику, что он гений, и тогда он станет гением. И в этом лично я не вижу нареканий. Я иногда так делаю — разумеется, так, чтобы он не загордился и потом не стукнулся слишком больно о реальность, чтобы она не проколола вот этот пузырь его самомнения. Это важно. Ну, в таких вещах я как-нибудь разберусь. А вот внушать школьнику, что он нонконформист, что он прав, и с обществом надо всё время бороться — это, мне кажется, неправильно.

Да и вообще те приемы, которыми он пользуется — они слишком грубы, слишком очевидны. В картине (и это понятно, мы не можем этого ждать от Уира — у него же всё-таки профессия другая) совершенно не показано, как заставить ребенка мыслить. Вот именно мыслить. Понимаете, нонконформизм же в этом.

И мне кажется, что Георгий Полонский, например, будучи учителем, гораздо тоньше решал эту проблему и в «Ключе без права передачи», и в «Репетиторе», и особенно, par excellence, конечно, в гениальном фильме «Доживем до понедельника» — в фильме, который обязан своей точностью прежде всего этому сценарию. Там всё хорошо — и подбор актеров, и музыка Кирилла Молчанова, и очень ненавязчивая, очень аккуратная режиссура Ростоцкого, который обычно, как вы понимаете, несколько пережимал по части сантиментов — и в «Зорях», и в особенности, конечно, в «Белом Биме». Но вот в «Доживем…» изумительно интеллигентная режиссура. Как сам Мельников — совершенно без пережима.

Это великое кино. Но оно стало великим благодаря киноповести. Тем поразительнее, что это дебют, что это первая повесть преподавателя английского языка Георгия Исидоровича Полонского, который до того писал только стихи. Кстати, очень неплохие, похваленные Светловым. Он вообще хорошие стихи писал. «Зачем Герасим утопил Муму?» — какая знаменитая песня. Но при этом его феноменальная манера показать правильного учителя, который, например, в своей лекции о Шмидте умеет поставить совершенно точные вопросы — это, на мой взгляд, гораздо интереснее, чем фильм Питера Уира.

Я помню, что я об этом фильме впервые услышал от Занусси, когда он приехал в Москву. Меня Туманян с ним познакомила, и я у него брал интервью. Он сказал,что сейчас лучшая картина — Питер Уир «Общество мертвых поэтов». Он сказал, что это начало нового интеллектуализма. Это действительно оказалось началом нового Голливуда — совсем нового Голливуда. Но Уир ведь вообще всегда умудряется работать на стыке интеллектуального и жанрового.

Но, конечно, гораздо выше я ставлю его, простите, «Пикник» у этой самой «Висячей скалы», который кажется мне выдающимся произведением. Особенно эта сцена, когда все пропорции в кадре начинают искажаться. В последний раз, когда мы видим девочек, вот этих, пропавших, когда они заходят слишком далеко — ой, какой эпизод гениальный! Увидите Уира.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как вы относитесь к такой системе преподавания литературы, как фильме «Общество мертвых поэтов» Питера Уира?

Это действительно сложный вопрос. Вопрос, который мучил, скажем, Динару Асанову и, соответственно, Георгия Полонского, когда они делали «Ключ без права передачи». Можно (это, я бы даже сказал, нетрудно) невротизировать класс, превратить его в маленькую школьную секту, создать у них иллюзию, что они — остров света в океане тьмы, и с помощью нехитрых приемов очень сильно экстетизировать такую группу читателей. У меня был такой опыт. Когда вы действительно внушаете этим детям, что они самые умные, они действительно становятся самыми умными на какое-то время, но сильно затрудняется их общение с коллегами и сверстниками. Они ступают на чрезвычайно опасный путь. Да, «Общество мертвых поэтов» —…

Почему цензура испугалась фильма «Застава Ильича» Хуциева, но пропустила «Доживем до понедельника» Ростоцкого?

Видите ли, в свое время мне рассказывал Старыгин да и Полонский тоже. Они в этом фильме сделали специально несколько таких сцен, то, что они называли «кости». Бросим цензуре кости, пусть они прицепятся вот к этому, но пропустят картину. Такие же заманухи для цензуры были в фильме «Чужие письма». Самое главное в картине было спрятано, а на поверхность была выставлена фраза «Почему нельзя читать чужие письма? Нельзя, и все». То есть такая аксиоматичность этики. А фильм, на самом деле, про другое, хотя мне в нем дороже всего вот это. В «Доживем до понедельника» были некоторые вещи, как бы отвлекающие внимание. И поэтому цензура не обратила внимание на главную суть этого фильма, действительно,…

Нравится ли вам фильм «Урок литературы» Алексея Коренева? Почему он мало кому известен?

Нет, это широко известная картина. Просто она не то что легла на полку, а получила 3-ю прокатную категорию, когда была снята.

Это маленький шедевр на фоне сегодняшнего кино. А на фоне кино тогдашнего это довольно заурядное произведение. В общем, будем откровенны, на 90% его очарования — это стиль НРЗБ. А так-то, в общем, для 1968-1969 годов (сравните это с «Доживем до понедельника») это такие детские игры.

Надо заметить, кстати, что фильм Дудя про «Ширли-мырли» довольно элементарен по-своему посылу, но сделан неслучайно. Дудь очень точно чувствует больной нерв эпохи. Вот больной нерв эпохи заключается в том, что Владимир Меньшов, как гениальный режиссер массового кино,…

Можно ли сказать, что Валя из фильма «Шут» Эшпая — это Гена Шестопал из фильма «Доживём до понедельника» Ростоцкого?

Мне случалось с Игорем Старыгиным обсуждать примерно смысл, который заложен в фильм «Доживём до понедельника», потому что это непростая картина, это фильм о крахе романтизма 60-х годов. Старыгин очень чётко формулировал замысел фильма: «Это фильм об историке, который устал преподавать эту историю». То есть об историке, который устал от повторяющихся штампов, устал от бесполезности его работы. Помните, он говорит: «Мой КПД мог бы быть гораздо выше». Там драма в другом. Генка Шестопал — он же поэт, романтик, вполне себе положительный герой, который противостоит Косте Батищеву, пытаясь каким-то образом утвердить всё-таки прежние романтические ценности. История Вали…

Можно ли сказать, что в пьесе «Дорогая Елена Сергеевна» Людмилы Разумовской учитель пожинает плоды собственной работы?

Нет! Вот уж извините. В «Дорогой Елене Сергеевне» учитель пожинает результат среды. Это та же история, что и в «Доживем до понедельника»: «А прав ли в том, что мой КПД мог бы быть гораздо выше?».

Она их учила, но учила не тому. Видите ли, она учила их добру, а требуется от них совсем другое. Это учитель, столкнувшийся с тем, что обнулились его действия, что обнулилось его преподавание. Среда, мир, история обнулили их. Это очень горько.

И сейчас точно так же обессмыслились 3 предыдущих века русской культуры. Простите, а когда хунвейбины плевали в лицо профессорам и надевали на них бумажные колпаки, разве не обнулились несколько веков, а может быть, и несколько тысячелетий китайской…

Почему учитель Мельников из фильма «Доживем до понедельника» Ростоцкого в разговоре с директором возмущается развенчанием Сталина?

Нет. Он возмущается тем, что история перестала быть наукой. Тем, что она стала инструментом идеологической проработки. Он говорит, что бумага все стерпит. Можно написать на ней «Войну и мир», а можно — кляузу на соседа. Вот в этом-то и заключается ужас, что бумага все терпит. Мне Игорь Старыгин, когда он приезжал в Артек, там была ретроспектива его фильмов, и он показывал на детском фестивале, предварял показ «Доживем до понедельника»… И я честно его спросил: «Знаешь, Игорь, а как ты сам объясняешь, про что эта картина? Если тебя школьники спросят: «Про что это кино?». Он говорит: «Ты знаешь, я боюсь, что это фильм про учителя, который устал преподавать эту историю». И боюсь, что…

Насколько достоверно отражена проблематика входа в профессию советского молодого учителя в рассказе Токаревой «День без вранья»?

Не знаю, я думаю, что все фильмы о молодых учителях, будь то «Контрольная по специальности» или «Доживем до понедельника»,— это осталось в советском времени — отношение к профессии учителя как к профессии сакральной. Понимаете, в чем моральная проблема этого кино и вообще кино об учителях, да и, кстати, и прозы об учителях тоже. Достаточно вспомнить прозу Тендрякова, довольно убедительную, те же «Шестьдесят свечей» или «Расплату». Учитель — это фигура морально ответственная. Для того чтобы учить детей, для того чтобы им соответствовать, соответствовать этой миссии, мы должны быть на определенной моральной высоте. Точно так же, как и «День без вранья» Токаревой,— это рассказ о том, как учитель…

Не могли бы вы дать профессиональную оценку учителю истории из фильма «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого? Насколько реалистичен такой тип учителей?

Он абсолютно реалистичен. Таких учителей было много, я его знал. Знаете, мой историк Николай Львович Страхов был очень похож на Мельникова и говорил вещи, ещё более резкие и рискованные для 1984 года. Я знал таких учителей. Я никогда не был таким учителем, потому что к этому идеалу надо стремиться, но я таких учителей знал. Кстати говоря, Георгий Полонский писал эту вещь отчасти как автопортрет, только такой возрастной. У него был опыт работы в школе, только он английский преподавал.

Я вообще Полонского очень люблю, считаю его крупным драматургом. «Репетитор», по-моему, вообще великая пьеса. «Короткие гастроли в Берген-Бельзен» — потрясающая пьеса, трагедия, где единственная женщина,…

Не кажется ли вам, что «Школа» Валерии Гай Германики, в сравнении с «Доживём до понедельника» Станислава Ростоцкого — деградация советской педагогики?

Нет конечно. Наоборот, хочу вам сказать, что, если здесь и есть некоторый такой провал в истории советской педагогики, то это, конечно, «Чучело», потому что там показано абсолютное бессилие педагогов в мире тотальной лжи и всеобщей двойной морали. Это абсолютно точно. Но здесь надо иметь в виду, что ведь и «Доживём до понедельника», и «Школа» («Чучело» про другое) — это именно фильмы о кризисе учителя. Как замечательно сформулировал Игорь Старыгин, Царствие ему небесное: «Это фильм об историке, которому надоело преподавать эту историю». «Доживём до понедельника» — это дожили, понимаете, они дожили до понедельника, до трудного, похмельного, трезвого дня. Это фильм 1968 года, фильм о крахе…