Видите ли, в свое время мне рассказывал Старыгин да и Полонский тоже. Они в этом фильме сделали специально несколько таких сцен, то, что они называли «кости». Бросим цензуре кости, пусть они прицепятся вот к этому, но пропустят картину. Такие же заманухи для цензуры были в фильме «Чужие письма». Самое главное в картине было спрятано, а на поверхность была выставлена фраза «Почему нельзя читать чужие письма? Нельзя, и все». То есть такая аксиоматичность этики. А фильм, на самом деле, про другое, хотя мне в нем дороже всего вот это. В «Доживем до понедельника» были некоторые вещи, как бы отвлекающие внимание. И поэтому цензура не обратила внимание на главную суть этого фильма, действительно, на исторические трактовки. Что касается «Заставы Ильича», то тут же, понимаете, не сам фильм помешал. А помешала некоторая истерика, которая вокруг него происходила.
Хуциев ещё не закончил картину, он показывал материалы, Вайде, например. Показал Некрасову, а Некрасов не сдержал восторга и написал: «Хорошо, что не вытащили за усы на экран классического седоусого рабочего, который говорил о пользе труда и вреде сомнений». Вот такие вещи — ранняя слава и ожидание нашей «новой волны» сыграли на руку всякого рода запретителям. Вокруг картины возник шлейф скандальных упоминаний, и решили дать по носу занесшемуся режиссеру и сценаристу. Поэтому фильм, приобретя популярность до выхода на экран, прорвался на него страшно сокращенным в два раза и под названием «Мне двадцать лет». Это, конечно, одна из самых больших травм российского кино.
Понимаете, они больше всего боялись скандальной славы и подпольных авторитетов. Конечно, они ничего не поняли в «Заставе Ильича». Может быть, их смутила пилихинская камера. Действительно, Маргарита Пилихина — гениальный совершенно оператор. Может быть, их смутила новизна художественного языка, джазовый фон… Что-то из этого. Но, по большому счету, дурную службу картине сослужили те, кто до её появления начал её расхваливать. С тех пор Хуциев никому ничего не показывает. И именно поэтому до сих пор мы не видели окончательно варианта «Невечерней», хотя картина готова.