Войти на БыковФМ через
Закрыть
Кино

В фильме «Лето» Серебренникова звучит песня «Деревья, птицы, облака» — как иллюстрация совкового лицемерия или всего лучшего в советском союзе?

Дмитрий Быков
>250

Я не думаю, что это уж так прямо метафора совка. Сейчас вообще очень часто, в частности, в «Домашнем аресте» возникают воспоминания о советском опыте. В «Домашнем аресте» звучит песня «Крылатые качели», а в одном фильме Грымова звучало «Прекрасное далеко», и оно же звучит в «Ненастье». Это такая рефлексия по поводу советской сентиментальности. Вот эти все советские музыки, советские песенки что обещали, к чему звали? Была это форма лицемерия или это было лучшее, что было в советской власти? Я считаю, что это было лучшее, что было в советской власти.

Я рискну сказать, даже у меня был такой спор давний, с Таней Друбич. Я говорю, что в советское время человек по крайней мере старался выглядеть прилично. Она говорит: «Нет, это было хуже, это было лицемерие: у него на полках стояли собрания сочинений, а в душе был ад, и наоборот, сейчас стало честнее, стало откровеннее». Мне кажется, что когда человек становится абсолютным питекантропом, это не честность, это деградация. И мне эта советская сентиментальность кажется лучшим, что было в советской власти: и песенка «Крылатые качели», и песенка «Прекрасное далеко», фильм «Приключения Электроника» и мультфильмы Сутеева.

Вот некоторые говорят: «А как же, была такая наглая, такая агрессивная сверхдержава? Она строила такое страшное общество, и вот при этом она лицемерно учила детей сентиментальности, добру и то, что дружба начинается с улыбки».

Есть такой известный рисунок Дато Крацашвили, где человек с голым задом сидит в навозе и нюхает розу. Выбор невелик: либо сидеть с розой в навозе, либо сидеть в навозе без розы. К сожалению, выбор такой, что или вы являетесь сверхдержавой, которая поет, что дружба начинается с улыбки и разглагольствует о мире лицемерно, либо вы являетесь сверхдержавой, которая показывает совсем другие мультики — мультики о том, как наша ракета летит в условную Флориду.

Мне кажется, что тогда это было, по крайней мере, соблюдением лица. Я вообще за то, чтобы соблюдать лицо. Мне кажется, лидер сверхдержавы не может произносить мантр агрессивных. Он должен, хотя бы на формальном уровне, говорить о мире. Ну вот мне и кажется, что эти советские песенки, если даже это и лицемерие, то лицемерие со знаком «плюс».

Было такое стихотворение Константина Ваншенкина: «Трус притворился храбрым на войне». Так вот, я за такое притворство. Я за то, чтобы человек притворялся хорошим, потому что в процессе этого притворства он может постепенно стать хорошим, вот в чем дело. А если он притворяется свиньей, то очень велик соблазн стать свиньей. «Чужая кожа пристает к носам», как Тарковский писал.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Можно ли рассматривать цепочку героев: Шестопала из фильма «Доживём до понедельника» Ростоцкого, Бессольцеву из книги «Чучело» Железникова и Ученика Серебренникова — как динамику вырождения системы образования?

Нет, конечно. Если брать Генку Шестопала из «Доживем до понедельника», это, скорее, такая цепочка, история фриков. Фрики становятся все более фриковатыми, все более чудовищными. Генка Шестопал, в общем, просто нонконформист, Бессольцева — уже жертва коллективной травли, а Ученик — это уже, в общем, маньяк. Это уже случая mania religiosa. То, что фрики становятся все более невыносимы, а масса все более агрессивна и в каком-то смысле все более отвратительна,— да, этого нельзя не заметить. Но это происходит не потому, что деградирует система образования, а потому, что деградирует общество и людям нечего делать. Понимаете, поляризация в любом обществе — это признак болезни. У меня в «ЖД» была…

Кто такой господин Б. К. в фильме Сергея Соловьева «Избранные»? Как мог добрый человек стать злодеем?

Ну слушайте, штука-то в том, что он не стал злодеем. Это экранизация романа президента Колумбии. Эта книга печаталась в «Иностранке». Там очень мало что осталось. Соловьев, который, в общем, создавал на тот момент латиноамериканский кинематограф, как бы репетировал создание казахской «новой волны», и вот создал кинематограф в Колумбии — он же решал свои задачи.

У Соловьева была внутренняя проблема, очень серьезная: он боролся с собственным конформизмом. Татьяна Друбич мне в интервью правильно сказала: «Вы говорите, что я сломала его судьбу. А может, я наоборот её вправила?». У него перед Татьяной Друбич всегда был определенный комплекс. Потому что Друбич идеалистка. Она не зря…

Зачем Андрей Тарковский снял «Андрея Рублёва» в середине шестидесятых? Почему тема творца и чудовищной жизни была тогда актуальной?

Я думаю, что Тарковский снял «Рублёва» тогда, потому что мог тогда снять. На самом деле проблема «Рублёва» занимала его с пятидесятых годов. И занимала его не тема, так сказать, ужасной жизни и прекрасного творчества, а его занимала тема: в какой степени творчество растёт из травм творца, из его девиаций? В какой степени ужасная, безусловно, как ему тогда представлялось, русская жизнь Средневековья, русского несостоявшегося Ренессанса (XIII, XIV, XV вв.), каким образом она могла сформировать такую фигуру, как Рублёв?

И вообще, поскольку Тарковский жил, вообще-то говоря (он 1932 года рождения), в сталинской России, естественно, его не могли не занимать вопросы о том, каким образом…