Я не думаю, что это уж так прямо метафора совка. Сейчас вообще очень часто, в частности, в «Домашнем аресте» возникают воспоминания о советском опыте. В «Домашнем аресте» звучит песня «Крылатые качели», а в одном фильме Грымова звучало «Прекрасное далеко», и оно же звучит в «Ненастье». Это такая рефлексия по поводу советской сентиментальности. Вот эти все советские музыки, советские песенки что обещали, к чему звали? Была это форма лицемерия или это было лучшее, что было в советской власти? Я считаю, что это было лучшее, что было в советской власти.
Я рискну сказать, даже у меня был такой спор давний, с Таней Друбич. Я говорю, что в советское время человек по крайней мере старался выглядеть прилично. Она говорит: «Нет, это было хуже, это было лицемерие: у него на полках стояли собрания сочинений, а в душе был ад, и наоборот, сейчас стало честнее, стало откровеннее». Мне кажется, что когда человек становится абсолютным питекантропом, это не честность, это деградация. И мне эта советская сентиментальность кажется лучшим, что было в советской власти: и песенка «Крылатые качели», и песенка «Прекрасное далеко», фильм «Приключения Электроника» и мультфильмы Сутеева.
Вот некоторые говорят: «А как же, была такая наглая, такая агрессивная сверхдержава? Она строила такое страшное общество, и вот при этом она лицемерно учила детей сентиментальности, добру и то, что дружба начинается с улыбки».
Есть такой известный рисунок Дато Крацашвили, где человек с голым задом сидит в навозе и нюхает розу. Выбор невелик: либо сидеть с розой в навозе, либо сидеть в навозе без розы. К сожалению, выбор такой, что или вы являетесь сверхдержавой, которая поет, что дружба начинается с улыбки и разглагольствует о мире лицемерно, либо вы являетесь сверхдержавой, которая показывает совсем другие мультики — мультики о том, как наша ракета летит в условную Флориду.
Мне кажется, что тогда это было, по крайней мере, соблюдением лица. Я вообще за то, чтобы соблюдать лицо. Мне кажется, лидер сверхдержавы не может произносить мантр агрессивных. Он должен, хотя бы на формальном уровне, говорить о мире. Ну вот мне и кажется, что эти советские песенки, если даже это и лицемерие, то лицемерие со знаком «плюс».
Было такое стихотворение Константина Ваншенкина: «Трус притворился храбрым на войне». Так вот, я за такое притворство. Я за то, чтобы человек притворялся хорошим, потому что в процессе этого притворства он может постепенно стать хорошим, вот в чем дело. А если он притворяется свиньей, то очень велик соблазн стать свиньей. «Чужая кожа пристает к носам», как Тарковский писал.