Войти на БыковФМ через
Закрыть
Кино

В фильме «Лето» Серебренникова звучит песня «Деревья, птицы, облака» — как иллюстрация совкового лицемерия или всего лучшего в советском союзе?

Дмитрий Быков
>250

Я не думаю, что это уж так прямо метафора совка. Сейчас вообще очень часто, в частности, в «Домашнем аресте» возникают воспоминания о советском опыте. В «Домашнем аресте» звучит песня «Крылатые качели», а в одном фильме Грымова звучало «Прекрасное далеко», и оно же звучит в «Ненастье». Это такая рефлексия по поводу советской сентиментальности. Вот эти все советские музыки, советские песенки что обещали, к чему звали? Была это форма лицемерия или это было лучшее, что было в советской власти? Я считаю, что это было лучшее, что было в советской власти.

Я рискну сказать, даже у меня был такой спор давний, с Таней Друбич. Я говорю, что в советское время человек по крайней мере старался выглядеть прилично. Она говорит: «Нет, это было хуже, это было лицемерие: у него на полках стояли собрания сочинений, а в душе был ад, и наоборот, сейчас стало честнее, стало откровеннее». Мне кажется, что когда человек становится абсолютным питекантропом, это не честность, это деградация. И мне эта советская сентиментальность кажется лучшим, что было в советской власти: и песенка «Крылатые качели», и песенка «Прекрасное далеко», фильм «Приключения Электроника» и мультфильмы Сутеева.

Вот некоторые говорят: «А как же, была такая наглая, такая агрессивная сверхдержава? Она строила такое страшное общество, и вот при этом она лицемерно учила детей сентиментальности, добру и то, что дружба начинается с улыбки».

Есть такой известный рисунок Дато Крацашвили, где человек с голым задом сидит в навозе и нюхает розу. Выбор невелик: либо сидеть с розой в навозе, либо сидеть в навозе без розы. К сожалению, выбор такой, что или вы являетесь сверхдержавой, которая поет, что дружба начинается с улыбки и разглагольствует о мире лицемерно, либо вы являетесь сверхдержавой, которая показывает совсем другие мультики — мультики о том, как наша ракета летит в условную Флориду.

Мне кажется, что тогда это было, по крайней мере, соблюдением лица. Я вообще за то, чтобы соблюдать лицо. Мне кажется, лидер сверхдержавы не может произносить мантр агрессивных. Он должен, хотя бы на формальном уровне, говорить о мире. Ну вот мне и кажется, что эти советские песенки, если даже это и лицемерие, то лицемерие со знаком «плюс».

Было такое стихотворение Константина Ваншенкина: «Трус притворился храбрым на войне». Так вот, я за такое притворство. Я за то, чтобы человек притворялся хорошим, потому что в процессе этого притворства он может постепенно стать хорошим, вот в чем дело. А если он притворяется свиньей, то очень велик соблазн стать свиньей. «Чужая кожа пристает к носам», как Тарковский писал.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Кто такой господин Б. К. в фильме Сергея Соловьева «Избранные»? Как мог добрый человек стать злодеем?

Ну слушайте, штука-то в том, что он не стал злодеем. Это экранизация романа президента Колумбии. Эта книга печаталась в «Иностранке». Там очень мало что осталось. Соловьев, который, в общем, создавал на тот момент латиноамериканский кинематограф, как бы репетировал создание казахской «новой волны», и вот создал кинематограф в Колумбии — он же решал свои задачи.

У Соловьева была внутренняя проблема, очень серьезная: он боролся с собственным конформизмом. Татьяна Друбич мне в интервью правильно сказала: «Вы говорите, что я сломала его судьбу. А может, я наоборот её вправила?». У него перед Татьяной Друбич всегда был определенный комплекс. Потому что Друбич идеалистка. Она не зря…

Зачем Андрей Тарковский снял «Андрея Рублёва» в середине шестидесятых? Почему тема творца и чудовищной жизни была тогда актуальной?

Я думаю, что Тарковский снял «Рублёва» тогда, потому что мог тогда снять. На самом деле проблема «Рублёва» занимала его с пятидесятых годов. И занимала его не тема, так сказать, ужасной жизни и прекрасного творчества, а его занимала тема: в какой степени творчество растёт из травм творца, из его девиаций? В какой степени ужасная, безусловно, как ему тогда представлялось, русская жизнь Средневековья, русского несостоявшегося Ренессанса (XIII, XIV, XV вв.), каким образом она могла сформировать такую фигуру, как Рублёв?

И вообще, поскольку Тарковский жил, вообще-то говоря (он 1932 года рождения), в сталинской России, естественно, его не могли не занимать вопросы о том, каким образом…