Войти на БыковФМ через
Закрыть
Кино

Кто такой господин Б. К. в фильме Сергея Соловьева «Избранные»? Как мог добрый человек стать злодеем?

Дмитрий Быков
>100

Ну слушайте, штука-то в том, что он не стал злодеем. Это экранизация романа президента Колумбии. Эта книга печаталась в «Иностранке». Там очень мало что осталось. Соловьев, который, в общем, создавал на тот момент латиноамериканский кинематограф, как бы репетировал создание казахской «новой волны», и вот создал кинематограф в Колумбии — он же решал свои задачи.

У Соловьева была внутренняя проблема, очень серьезная: он боролся с собственным конформизмом. Татьяна Друбич мне в интервью правильно сказала: «Вы говорите, что я сломала его судьбу. А может, я наоборот её вправила?». У него перед Татьяной Друбич всегда был определенный комплекс. Потому что Друбич идеалистка. Она не зря называла его кино «путешествием идеального через реальность». Во время этого путешествия идеальное сильно пачкается, понимаете? Выцветает и засаливается. Я имею в виду его трилогию о подростках: «100 дней после детства», «Спасатель», «Наследница по прямой».

Сам Соловьев всегда завидовал нон-конформистам. Он хотел быть нон-конформистом, но это не всегда у него получалось. В большей части его текстов, сценариев и фильмов этот нон-конформизм есть. Но по-настоящему он отвязался в «Ассе». Помните, там Алика говорит: «Мое имя отвратительно, как всякий компромисс». Вот эта ненависть к компромиссу у него появилась отнюдь не сразу.

У меня есть ощущение, что для него Б.К.— это попытка заклясть собственную тягу к согласию, к компромиссу, к душевному, если хотите, комфорту. Он полностью переписал роман. И отсюда его (и филатовское, кстати) желание заклеймить этого человека, который слушается власть, поддается на шантаж, который сдает любимую, практически отдает насильнику.

Это история о том, что во времена великих потрясений быть просто человеком недостаточно. Надо быть или героем, или никем.

Понимаете, Б.К. хороший человек. Но он слабый человек. А слабость становится приговором — и ему, и окружающим. Это история о том, что избранностью в это время уже не отделаешься. Ни талантом, ни совестью, ни добротой не спасешься. Нужна железная бескомпромиссность.

Мне «Избранные» всегда казались самой личной картиной Соловьева. И как правильно сказал Александр Александров, его друг и соратник по «100 дням после детства», откровеннее всего проговариваешься в заказной работе. Формально это была заказная работа. Лебешев нашел эту замечательную возможность снять фильм в Колумбии. Соловьев поехал и снял. И это правильная картина, на мой взгляд, очень важная.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как вы относитесь к фильму Сергея Соловьёва «Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви»? Какой из его фильмов любите больше?

Больше всех в его фильмах я люблю всё-таки «Избранных» — в том смысле, что это, по-моему, в каком-то отношении наиболее трезвая и предсказательная его картина, не имеющая, конечно, никакого отношения к роману того диктатора, кажется, который это сочинил. Там только имя барона — Б.К. Одна из лучших ролей Филатова и одна из лучших ролей Друбич, конечно. Но я люблю очень и «Станционного смотрителя», насколько я помню, телевизионного. Я очень люблю «Наследницу по прямой» — по эмоции, по ощущению. «Чужая белая и рябой», которую считают лучшей его картиной многие, почему-то не трогает меня совсем. А вот что касается «Чёрной розы» — я не люблю эту картину, но мне нравятся в ней некоторые гениальные…

В фильме «Лето» Серебренникова звучит песня «Деревья, птицы, облака» — как иллюстрация совкового лицемерия или всего лучшего в советском союзе?

Я не думаю, что это уж так прямо метафора совка. Сейчас вообще очень часто, в частности, в «Домашнем аресте» возникают воспоминания о советском опыте. В «Домашнем аресте» звучит песня «Крылатые качели», а в одном фильме Грымова звучало «Прекрасное далеко», и оно же звучит в «Ненастье». Это такая рефлексия по поводу советской сентиментальности. Вот эти все советские музыки, советские песенки что обещали, к чему звали? Была это форма лицемерия или это было лучшее, что было в советской власти? Я считаю, что это было лучшее, что было в советской власти.

Я рискну сказать, даже у меня был такой спор давний, с Таней Друбич. Я говорю, что в советское время человек по крайней мере старался выглядеть…

Какой фильм лучше всего отразил реалии и атмосферу середины и конца 80-х годов?

Если брать фильм, действительно отразивший ситуацию, то это картина «Утоли моя печали» Александра Александрова и Прохорова по александровскому сценарию, первая режиссерская работа Александрова. Я считаю его гениальным сценаристом. Дружил с ним, очень любил его фильмы «Деревня Утка» и «Голубой портрет», ну и «Сто дней после детства» в меньшей степени.

Хотя сам Александров, понимаете, вот он был один из очень немногих гениев, которых я знал, действительно гениальных людей, потому что все, за что бы он ни брался — будь то коллекционирование русского лубка, жизнеописание Пушкина-лицеиста, жизнеописание Марии Башкирцевой — он как-то удивительно чувствовал дух молодости, он…