Войти на БыковФМ через
Закрыть

 Откуда такая сентиментальность в книгах Александры Бруштейн, Сусанны Георгиевской? Возможно ли, что именно в тоталитарном обществе возникает такая сильная потребность в сентиментальности?

Дмитрий Быков
>250

 Да, действительно, «Отца» Георгиевской я всегда читал со слезами.  Я ребенком его прочел, это была моя любимая книга очень долго. Помните, когда там сумасшедший мальчик Саша со своей матерью живет в Вильнюсе. Она работает в лечебнице для сумасшедших. Мать запрещает ему встречаться с сумасшедшими, потому что боится, мало ли чего. Хотя это тихие сумасшедшие. И вот он увидел старуху одинокую, которая там сидела на лавочке. Он взял ее и сказал: «Пойдем под дубы». И она говорит: «Хорошо, хорошо, под дубами». Умела Геогиевская нагнать печали на читателя.

 Гиоргиевскую забыли. Забыли несправедливо. Такие романы, как «Колокола» – одна из лучших книг о любви, что я знаю, или «Лгунья» – автопортретная совершенно книга с ее влюбленностью в Маяковского и в левое искусство, перенесенное из 20-х в 60-х. Ну и «Отец», конечно, в большей степени. Понимаете, это такая лирическая проза, очень экспрессивная, очень напряженная. Я много ее читал, да и было время, когда ее много издавали.

Самоубийство ее – она отравилась в 60 неполных лет – это был результат затяжной депрессии. Я не думаю, что это было связано как-то с неудачей спектакля по ее прозе. Я думаю, что Георгиевская жила с огромным внутренним конфликтом. Она была абсолютно не советский человек, проживший абсолютно советскую жизнь. И меня так радовало, что в одной ее повести цитируется песенка Галины Демыкиной.

Ведь Демыкина – спешу вам открыть еще одно имя – была писателем такого же рода, с ее невероятной экспрессией, с ее фантазией, с этим говорящим зверьком Чучей, который то ли бурундук, то ли непонятно кто. А песенки Демыкиной прекрасные, а ее удивительные стихи и рассказы ранние… Это был такой цветок на корнях советского режима. 

В случае Георгиевской – она еще была очень серьезным и масштабным психологическим реалистом, она мастерски умела описывать первую любовь, подростковые чувства, она большой молодец в этой части. Но это не потому забылось, что советская цензура ее загубила. Да наоборот, советскую цензуру она обходила: она ведь цветок на камнях советского строя. Но ее загубили следующие времена, жесткие. Ведь такую сентиментальность, как у Петрушевской, например, могут позволить только зрелые авторы. Зрелые, серьезные и взрослые. 

Советский режим был дряхлым взрослым, а потом пришли времени, которые сентиментов уже не могли себе позволить. Вот я тут переслушал – мне прислали из Канады, уникальные архивные матвеевские записи, в частности, одно из первых исполнений  «Юнги». Она потом немножко испортила текст, но вот в изначальном варианте был вопрос: «Зачем ты татуируешь якорь у себя на руке?» Якорь – это символ печали, и его всегда оставляют одного. «Никто не видел как якорь плакал, но он и сам не замечал, поскольку плакал в соленой воде». Вот эту сентиментальность, когда жалеешь якорь, Матвеева сама терпеть не могла, но она это умела. 

Она говорила: «Вот, когда я исполняю «Девушку из харчевни», дамы в первых рядах поднимают платочки. Это не моя эмоция, я этого не люблю». Но тем не менее, она умела показать это чувство. Сентиментальность – это показатель силы. Сентиментальность и брутальность ходят рука об руку. Петрушевская – это самый сильный писатель сегодня. Но и самый, конечно, пронзительный, слезный. Умение вызвать слезы – это сила.

Я считаю, что Георгиевская – вообще гениальный автор, и не только для подростков. Не случайно ее выделяла Лидия Корнеевна Чуковская, которая написала о ней неплохой очерк, по первым ее текстам – по «Галиной маме». Она увидела в ней что-то свое.

Насчет сентиментальности Бруштейн не могу сказать. Бруштейн, мне кажется, наоборот очень веселая. Сентиментальной была Вера Инбер в «Как я была маленькой». А Бруштейн – это автор довольно бодрый, довольно, я бы сказал, такой скорее хулиганский, такая Пеппи Длинныйчулок. При том, там, где она говорит о родителях. Вот бы где Фадееву научиться писать лирические отступления.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Что вы можете посоветовать из рассказов-воспоминаний о детстве? Есть ли рассказы от имени девочки, похожие на «Игры в сумерках» Трифонова?

От имени девочки только у Сусанны Георгиевской вспоминается, но там не от имени девочки, глазами девочки. А вообще рассказ Трифонова «Игры в сумерках» гениален, я с вами согласен. И особенно прекрасно, что он построен в той же манере, что тургеневские «Часы», потому что мы видим ситуацию глазами подростка, мы не понимаем, почему этот подросток…

То есть мы не понимаем девяносто процентов происходящего, потому что подросток не понимает, почему Давид так взъярился на казачка Василька, а он подозревает, что Василек соблазнит его возлюбленную черногубку. Мы не понимаем, почему поссорились братья. Мы-то знаем, что Порфирий Петрович (тоже краденое имя) фактически донес на брата, по крайней…

Как научиться писать детскую литературу?

Это не трудно. Нетрудно понять, как это делается. Нетрудно дать совет, трудно ему следовать. Теоретически все понятно. Надо просто говорить с ребенком, как с более взрослым, чем вы сами. Потому что вызовы, с которыми сталкивается ребенок, более серьезные. Первое предательство, первая любовь, физиологический рост очень быстрый, новые возможности каждый день. Вызовы, с которыми сталкивается ребенок, более серьезные, чем все, с чем сталкиваетесь вы. Поэтому надо уважать все, с чем он сталкивается и говорить с ним максималистски. Хорошая детская литература всегда максималистична. 

Например, трилогия Бруштейна «Дорога уходит в даль…», «В рассветный час» и «Весна», невзирая на…

Как вы относитесь к творчеству Сусанны Георгиевской? Из-за чего у нее развилась депрессия?

Сусанна Георгиевская — одна из моих любимых писательниц. «Отец» — повесть, которая на меня колоссально влияла в детстве, «Галина мама», «Лгунья», «Колокола» — взрослая проза.

Она гениальный писатель. Масса всякой экспрессии. Конечно, очерк Лидии Чуковской далеко не исчерпывает ее личности. Она была прежде всего именно замечательным взрослым писателем. Точнее, она сама определяла свои вещи как юношеский роман. Юношеский роман — это такой прекрасный жанр, когда именно экспрессии много, и психологии много, и непосредственность невероятная, и романтика, но при этом там всё уже по-взрослому.

Я из «Отца» очень многое до сих пор помню наизусть. Это была удивительная книга. Она…

Как вы относитесь к творчеству Сусанны Георгиевской?

Я очень люблю георгиевскую. Это настолько святое для меня имя. Я в детстве прочел её роман «Отец». Он был для меня (не только потому, что я рос без отца) каким-то сильнейшим впечатлением. Вот это такая экспрессивная, даже рискнул бы я сказать, экспрессионистская проза — быстрая, эмоциональная. Какие-то куски оттуда — сумасшедшая, которая плачет под дубами — врезаются в память, я это помню на всю жизнь. «Саша, лучше бы ты меня ударил». Игрушки, которые ломают бормашину. Это запомнилось на всю жизнь. Я наизусть эту книгу помню, с детства все это запоминается. У меня долгое время Георгиевская была любимой писательницей. И «Колокола», и «Лгунья». Меня поражала их перекличка с другой любимой…

Когда вы выбирали девушку из литературных героинь, выбрали Сашу Яновскую из трилогии Бруштейн. А нравится ли вам Динка из одноимённой трилогии Осеевой и сама Осеева?

Не нравятся. И не нравятся потому, что «Динка» — идеологическое произведение. И Динка — такая девочка, понимаете, она решительная, как Саша Яновская, но она совершенно лишена её душевной тонкости. Динка — такая смуглая, упрямая, чернобровая, такая страшная девочка, решительная. Она — такой Васёк Трубачёв в юбке. Нет, мне осеевская проза никогда не нравилась. Понимаете, как? «Динку» я читал с удовольствием, и продолжение «Динка прощается с детством» — с большинством удовольствием, но если это сравнивать с Бруштейн, то, господи, насколько же у Бруштейн меньше идеологии, насколько больше живости, иронии, какие характеры богатые. Хотя тема, казалось бы, та же: девочка, революционеры так…

Согласны ли вы, что Кабаков, будучи учеником Аксенова, шел по пути мачо-Хемингуэя, но под конец жизни занял примиренческую позицию?

Нет. У него не было примеренческой позиции. И консерватизм Кабакова был изначально, как и в случае Новеллы Матвеевой, формой неприязни к нуворишеству. Я писал об этом, и довольно точно об этом написала Татьяна Щербина. И Кабаков уже в 90-е годы никаких иллюзий не питал по поводу этой перестройки, он и к советской власти сложно относился, а ведь то, что началось в 90-е, было советской властью минус электрификация всей страны, минус просвещение, минус социальное государство. В остальном это была такая же советская власть, и ее очень быстро стали осуществлять бандиты, эстетика которых мало отличалась от советской. «Сердца четырех» Сорокина, которые написаны как раз о 90-х годах,— это…

Почему в фильме «Сердце Ангела» Алана Паркера дьявол назначает детективу встречу в церкви? Есть ли здесь параллели с «Вием» Гоголя?

Знаете, честно вам скажу, для меня непонятна история с «Вием»: почему нечистая сила христианина да в церкви христианской задушила. У Новеллы Матвеевой стихотворение:

Как только подумаю о плачевной
Участи Хомы Брута,
Не столько великого грешника,
Сколько великого плута.

Это гениальное стихотворение, из «Закона песен». Вот как это получилось? Матвеева там дает свой ответ на этот вопрос. Для меня действительно «Вий» (я согласен здесь с Синявским, «В тени Гоголя») — самая загадочная повесть Гоголя. Я не понимаю, почему «Вий» в православной церкви чувствует себя свободным. Может быть, это какой-то отголосок древнерусского язычества, славянского…