Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Как вы оцениваете творчество Владимира Маканина? Что вы думаете о его романе «Асан»?

Дмитрий Быков
>50

Я очень люблю некоторые вещи Маканина. Такие, как «Пустынное место» – гениальный рассказ, если я не путаю ничего.  Или «Предтечу», или «Где сходилось небо с холмами», или «Ключарев и Алимушкин», и особенно «Лаз» – я считаю, что это лучшее, что он написал. И, конечно, «Сюр в Пролетарском районе». «Асан» мне не понравился. Потому что мне не понравился герой, я этому герою сопереживать не могу. Может быть, он в каком-то смысле и прав. Может быть, претензии к «Асану» со стороны реально воевавших людей вроде Бабченко, есть слепота,  непонимание каких-то базовых принципов маканинской прозы.

Маканин – не реалист, и приписывать ему такой ползучий реализм было бы неправильно. Он, конечно, мастер метафоры – социальной (как в «Гражданине убегающем», по которому Валера Тодоровский написал свой первый, совершенно потрясающий сценарий, по «Убегающему» и по «Антилидеру», сплетя главные их мотивы). Маканин – мастер социальной притчи, как и Горин. Это мастер зрелой, интеллектуально тонкой, замечательно выросшей русской литературы.

Но многое у Маканина мне кажется слишком, что ли, по-горьковским занозистым, дисгармоничным и скучным. Ну я понимаю, что «Где сходилось небо с холмами» – замечательная вещь с грандиозной метафорой. Веллер вообще считает это лучшей посттрифоновской вещью. То есть написанной при жизни Трифонова, но уже посттрифоновской по сути. Но эти притчи, как и «Андеграунд, или Герой нашего времени» (вот вам, кстати, еще один герой нашего времени), мне кажется, создают необаятельных героев; тех героев, за которыми не хочется следить. Может быть, они были героями времени, но у меня нет пространства для самоидентификации с ними. А вот «Сюр в Пролетарском районе» и особенно «Буква А» (довольно страшная вещь, в которой содержится прозрение об абсолютной криминализации народа, о зэках как о главном населении России)  – это да, конечно, выдающаяся проза. Маканин не столько психолог, он, скорее, социолог, мне кажется. Он такой создатель социальных типов.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Зачем Владимир Маканин в своем рассказе «Дашенька» рисует портрет милой хищницы?

Ну, понимаете, я говорил много раз о том, что группа авторов тогда очень точно поняла (это тенденция такая была), что наступает женское время. И это, кстати говоря, не только рассказ о Дашеньке, о хищнице. Это и рассказ «Отдушина» того же Маканина, где тоже женщина становится для мужчины единственным источником покоя и разума, поэтесса эта Алевтина. Это во многих отношениях тогдашнее кино: «Сладкая женщина», «Странная женщина», «Блондинка за углом». Это «Тридцатая любовь Марины» Сорокина. Это замечательный рассказ «Маринка» Бориса Крячко, у которого наконец-то выходит в Москве большое избранное — одного из, по-моему, крупнейших писателей позднесоветской России. Ну, «Битых собак» читали…

Как вы относитесь к прозе Владимира Маканина?

Понимаете, какая штука? Маканин — безусловно, крупный писатель, это никаких сомнений у меня не вызывает. Просто тот стиль, которым он пишет, меня очень сильно отталкивает. Не потому, что мне трудно через него продираться. Разные бывают вкусы и разные бывают модусы. Конечно, Маканин — гениальный социальный диагност, первоклассный. Можно указать на такие повести, как «Предтеча», где появился вот этот тип нового сектантства, угаданный поразительно, тип семидесятых годов, когда появляется новый религиозный вождь, целитель — это такая квазирелигия. Это очень точная книга. Он тип отставшего замечательно угадал, тип убегающего «Гражданин убегающий».

Очень интересная вещь у него —…

Как Жеглов из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» несмотря на отсутствие христологических черт, стал культовым персонажем?

Анекдоты о нем есть, но дело в том, что христологических черт у такого персонажа быть не должно. Видите ли, вся популярность Жеглова была предопределена тем, что его сыграл Высоцкий. Если бы его играл любой другой человек, он был бы совершенно непривлекателен. И в книге он непривлекателен, он показан там глазами Шарапова, который уважает его, но не любит ни секунды. Просто действительно, Говорухин сыграл — и это только в плюс ему — довольно нетрадиционную, довольно неожиданную игру. Он задумал такую художественную провокацию — сделать человека с абсолютно тоталитарным сознанием (тоже типичного силовика) обаятельным, артистичным, еще таким немножко, как говорил сам Высоцкий, «немножко из…