Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Согласны ли вы с мнением Франко Дзеффирелли о Лукино Висконти: «Он не был художником, он был очень культурным человеком, но не очень оригинальным творцом»?

Дмитрий Быков
>250

Нет, не согласен. Мне кажется, что книга Леонида Козлова о Висконти решительно опровергает это утверждение. Висконти был — да — мыслителем, но и, конечно, оригинальным творцом. Другое дело, что его творчество иногда смыкается с такой аутотерапией: он разбирался со своими патологиями, со своими сложными садомазохистскими комплексами, просто делал это менее откровенно, чем Феллини, и уж точно менее откровенно, чем Пазолини, слава тебе, господи. Но величайшее, что сделал Висконти,— это, конечно, «Гибель богов»; это картина, которая не имеет себе равных, и на ее фоне все остальные его произведения блекнут. Я никогда не понимал, что находят в некоторых люди в «Туманных звездах Большой Медведицы» и, тем более, в «Рокко и его братьях», но «Гибель богов» — это фреска такая, которую бы весь мировой кинематограф сегодня не потянул бы, это абсолютно великое произведение. Мне кажется, что Висконти вполне себе художник.

Другое дело, что я как-то… как бы вам сказать? Я честно признаю пределы своей компетенции в том смысле, что визуальное и музыкальное пиршество «Смерти в Венеции» мне кажется невыносимо нудным. И сама новелла мне не очень нравится, а уж ее экранизация мне кажется картиной скучной. Я, кстати, с Кончаловским в разговоре, мы обсуждали, и я ему говорю: «Я не могу смотреть «Смерть в Венеции». Он говорит: «Ну и я не могу, а вот «Гибель богов» — вот это да». Притом, что я понимаю, что и Венеция хороша, и Висконти гений. Просто понимаете, это такая очень распространенная точка зрения: он знаток, мыслитель, но не художник. Это читается в подтексте: «А я, дескать, художник». Мне кажется, уж если сравнивать Висконти и Дзеффирелли, то Дзеффирелли гораздо культурнее, но и гораздо однотоннее.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Вы согласны, что главной темой Лукино Висконти является — уничтожение одинокой души при столкновении с действительностью?

Ну нет, конечно. Ну боже мой! У Висконти нет никакой сквозной темы. Рекомендую вам замечательную книгу Леонида Козлова на эту тему. Висконти — это режиссёр, который очень чуток к атмосфере. Например, «Гибель богов» — это самый точный фильм о природе нацизма. Кстати, не зря от него отталкивался и Миндадзе, когда делал свой великий, по-моему, фильм «Милый Ханс, дорогой Пётр». Во всяком случае предвоенную атмосферу фантастически точно воспроизводят эти две картины, хотя их нельзя сравнить: «Гибель богов» — фреска, а «Милый Ханс, дорогой Пётр» — совершенно камерное кино. Висконти — это мастер лейтмотива.

Как вы можете прокомментировать роман Владимира Лидского «Русский садизм»?

Да я, честно говоря, и комментировать бы его не стал. Это тот самый случай, когда удовлетворение личных… не скажу «амбиций», но личных пристрастий, личных перверсий пытаются выдать за решение нравственной или художественной проблемы. Ну, такой же пример, мне кажется, это Пазолини, «120 дней Содома», когда Пьер Паоло Пазолини (безусловно, выдающийся художник) для собственного удовольствия снимает эротические и пыточные сцены, а пытается это выдать за антифашистское кино. Может быть, оно так и есть. Но вот антифашистское кино — это «Гибель богов», а «120 дней Содома» — это самоудовлетворение.

Примерно такая же история наблюдаются и в романе Лидского, потому что там… Помните, как…

Есть ли литературные аллюзии в фильме Алексея Балабанова «Про уродов и людей»? В чем смысл фильма?

Понятия не имею. Я не люблю эту картину, но считаю ее очень талантливой. И мне кажется, что как-то смысла у этого фильма нет. Не надо искать там смысл, не надо выражать его. Во-первых, аллюзии там не литературные, а визуальные: это следствие такой очень искренней, очень трепетной влюбленности Балабанова в кинематограф начала века и в фотографию начала века, в том числе и в фотографию эротическую. А в принципе, этот фильм, мне кажется, как и «Сало» Пазолини, служил борьбой или услаждением своих каких-то тайных комплексов. Служил либо борьбой с ними, либо услаждением их. Это отдельная долгая тема, и я не знаю, как можно, собственно, со значением этого смысла разобраться. То, что хотел сказать…

Как вы относитесь к итальянскому детскому писателю Джанни Родари? Почему именно в Италии важна была революционная тематика?

Она не только в Италии была важна. Италия всегда была довольно прокоммунистической, довольно левой страной, и весь неореализм вообще-то вдохновлялся идеями, как минимум, антибуржуазными. Этот пафос есть и у Феллини, этот пафос есть и у Де Сики, у Антониони, и даже, страшно сказать, у аристократа Висконти есть этот пафос. Поэтому Джанни Родари — всего лишь такой пылкий общественник, который по глупости и молодости побывал фашистом, в молодежном движении при Муссолини, потом стал таким же страстным коммунистом. Я думаю, что Родари был гениальным сказочником, действительно великим. И «Путешествие голубой стрелы», и «Сказки по телефону», и «Джельсомино в стране лжецов» — это все очень высокий…