Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Как вы относитесь к творчеству Сусанны Георгиевской?

Дмитрий Быков
>100

Я очень люблю георгиевскую. Это настолько святое для меня имя. Я в детстве прочел её роман «Отец». Он был для меня (не только потому, что я рос без отца) каким-то сильнейшим впечатлением. Вот это такая экспрессивная, даже рискнул бы я сказать, экспрессионистская проза — быстрая, эмоциональная. Какие-то куски оттуда — сумасшедшая, которая плачет под дубами — врезаются в память, я это помню на всю жизнь. «Саша, лучше бы ты меня ударил». Игрушки, которые ломают бормашину. Это запомнилось на всю жизнь. Я наизусть эту книгу помню, с детства все это запоминается. У меня долгое время Георгиевская была любимой писательницей. И «Колокола», и «Лгунья». Меня поражала их перекличка с другой любимой писательницей моего детства — Галиной Демыкиной. Даже у Георгиевской в одном месте героиня поет песенку Демыкиной про осликов. Демыкина и особенно, конечно, «Мой капитан», «Лембой» и «Чуча» — вот эти повести. Какая она классная была!

«Лгунья» — это такая духовная автобиография, перенесенная на 40 лет вперед. Там действие происходит в 60-е, а молодость Георгиевской пришлась на 20-е. Георгиевская мало прожила, не дожила даже до шестидесяти. У нее были депрессии частые, и она покончила с собой, наглотавшись таблеток. Но у нее эта депрессия ощутима в прозе: в ней есть какая-то совершенно с тех пор неповторимая чрезвычайно живая интонация. И героини её такие неправильные. её называли часто сентиментальной, и, кстати говоря, в очерке Лидии Чуковской подчеркнута почти графоманская сентиментальная природа некоторых её сочинений, но это не так. Мне кажется, что в её непосредственности, в её искренности, в её невероятной чуткости и ранимости были какие-то важные для моего детства вещи. Она действительно человек невероятно интеллигентный, страшно страдавший от всего. Пошлое слово — «ранимый», не хочется его произносить. Но при этом у нее невероятная изобразительная сила.

«Колокола» — повесть о такой любви немолодого композитора совершенно великолепна по своей непосредственности, по точности каких-то душевных реакций. Да и вообще, Сусанна Георгиевская — это один из самых обаятельных писателей 60-70-х годов. Она, к сожалению, известная очень узкому кругу людей, но мы её именем пользовались как паролем. Мне когда-то Залотуха сказал: «Мы тайное общество любителей Константина Воробьева». Я был принят в это тайное общество, потому что я очень любил «Вот пришел великан» и «Крик». Ну и «И всему роду твоему мне нравилось». Вот как Залотуха принял меня в это тайное общество, и я потом нескольких людей туда посвятил, так же у нас было тайное общество любителей Сусанны Георгиевской. Их очень мало, но я уверен, что если вы сегодня прочтете «Лгунью» и особенно «Отца» (его я люблю больше всего), вы поразитесь, какие удивительные бездны жили в душе советского человека.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Что вы можете посоветовать из рассказов-воспоминаний о детстве? Есть ли рассказы от имени девочки, похожие на «Игры в сумерках» Трифонова?

От имени девочки только у Сусанны Георгиевской вспоминается, но там не от имени девочки, глазами девочки. А вообще рассказ Трифонова «Игры в сумерках» гениален, я с вами согласен. И особенно прекрасно, что он построен в той же манере, что тургеневские «Часы», потому что мы видим ситуацию глазами подростка, мы не понимаем, почему этот подросток…

То есть мы не понимаем девяносто процентов происходящего, потому что подросток не понимает, почему Давид так взъярился на казачка Василька, а он подозревает, что Василек соблазнит его возлюбленную черногубку. Мы не понимаем, почему поссорились братья. Мы-то знаем, что Порфирий Петрович (тоже краденое имя) фактически донес на брата, по крайней…

 Откуда такая сентиментальность в книгах Александры Бруштейн, Сусанны Георгиевской? Возможно ли, что именно в тоталитарном обществе возникает такая сильная потребность в сентиментальности?

 Да, действительно, «Отца» Георгиевской я всегда читал со слезами.  Я ребенком его прочел, это была моя любимая книга очень долго. Помните, когда там сумасшедший мальчик Саша со своей матерью живет в Вильнюсе. Она работает в лечебнице для сумасшедших. Мать запрещает ему встречаться с сумасшедшими, потому что боится, мало ли чего. Хотя это тихие сумасшедшие. И вот он увидел старуху одинокую, которая там сидела на лавочке. Он взял ее и сказал: «Пойдем под дубы». И она говорит: «Хорошо, хорошо, под дубами». Умела Геогиевская нагнать печали на читателя.

 Гиоргиевскую забыли. Забыли несправедливо. Такие романы, как «Колокола» – одна из лучших книг о любви, что я знаю, или…

Как вы относитесь к творчеству Сусанны Георгиевской? Из-за чего у нее развилась депрессия?

Сусанна Георгиевская — одна из моих любимых писательниц. «Отец» — повесть, которая на меня колоссально влияла в детстве, «Галина мама», «Лгунья», «Колокола» — взрослая проза.

Она гениальный писатель. Масса всякой экспрессии. Конечно, очерк Лидии Чуковской далеко не исчерпывает ее личности. Она была прежде всего именно замечательным взрослым писателем. Точнее, она сама определяла свои вещи как юношеский роман. Юношеский роман — это такой прекрасный жанр, когда именно экспрессии много, и психологии много, и непосредственность невероятная, и романтика, но при этом там всё уже по-взрослому.

Я из «Отца» очень многое до сих пор помню наизусть. Это была удивительная книга. Она…

С помощью какой нарративной техники можно сделать так, чтобы роман читался с возрастающим интересом?

Да понимаете, мировая литература веков двадцать бьется над разрешением вашей задачи, но я могу примерно три способа подсказать. Один, кстати, грешным делом, в интервью со мной предложил Франк Тилье, который с удивительной открытостью рассказывает о своих ноу-хау: примерно во второй трети романа исходная задачка, исходная фабульная (условно говоря, детективная) проблема должна разрешиться и обнажить находящуюся под ней другую. Он говорил: «Как мы можем, современные мастера детектива, победить главного врага — читателя, заглядывающего в конец? Выбор очень простой: читатель, заглянувший в конец, должен просто ничего не понять». Исходная задача — первое убийство или…

Что вы думаете о творчестве Виталия Сёмина?

Два главных его произведения — это «Ласточка — звездочка» — повесть о мальчике, угнанном в рабство немецкое и страшный довольно роман «Нагрудный знак «OST»». Виталий Семин — ростовский писатель, довольно трудной судьбы. Последний его роман — «Плотина» — остался незаконченным, там первая часть только написана. Знаете, в свое время «Нагрудный знак «OST»» поразил меня силой тоски и безысходности. Я могу его сопоставить по изобразительной силе только с повестью Воробьева незаконченной — «Это мы, Господи», о фашистском плене. И то, все-таки, Воробьев, он был атлет, он был здоровый мужчина, ему было 23 года. А это подросток, и это воспоминание подростка… Ой, страшная книга, жуткая. Она в «Дружбе…