Ну конечно! Но не только об этом — вообще о демоне, об этом искушении. Он этого демона старался ущучить всю жизнь. Лилит, Лаура в «Лаура и ее оригинал». «А «Машенька» — проба пера с немотивированной развязкой, когда Ганин, грезивший о встрече с девушкой, вдруг в угоде фабуле исчез со своим чемоданом…» Нет, это сквозная тема Набокова — бойтесь осуществляющихся желаний, бойтесь фабул. Вот бойтесь, когда в вашей жизни начинает осуществляться фабула. Это страшно действительно, потому что… Понимаете, проникновение литературы в жизнь не надо путать с тем, что жизнь подражает литературе. Подражает она всегда, потому что литература очень соблазнительна и хорошо написана. Но бойтесь, когда в вашей жизни начинает осуществляться фабула. Жизнь отличается от литературы тем, что она алогична. Вот по логике примитивной фабулы надо было Ганину встретить Машеньку. А по логике жизни, которая выше и интереснее, надо сбежать от этой встречи. Потому что бойтесь типических ситуаций — мне кажется, так.
Что касается «Камеры обскуры», которую сам Набоков считал самым ходульным из своих романов, но при этом любил,— мне кажется, что в «Камере обскуре» вопрос не только в гормональном безумии Кречмара, конечно. Вопрос в этой демонической природе Лилит и в том, как она исподволь разрушает. Набоков же очень традиционный моралист, как мне кажется.