Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Почему стихотворение Булата Окуджавы «Чувство собственного достоинства» посвящено Белле Ахмадулиной?

Дмитрий Быков
>500

Окуджава, как совершенно правильно говорит его жена Ольга Владимировна, ходил в гости со стихотворением, как другие ходят с цветами. Он дарил, раздаривал стихи, и судя по прижизненным сборникам, посвящения менялись часто.

Он вообще без посвящений стихотворения практически не публиковал. Большинство его опубликованных произведений адресованы просто друзьям как подарок. Ну, потому что кому-то понравилось. Ну, потому что что-то ассоциировалось с этим человеком. Вот Ахмадулиной понравилась песенка — он ее посвятил.

То ли дело «Песенка о ночной Москве», которая действительно была посвящена Ахмадулиной, потому что навеяна ее стихотворением

Ах, мало мне другой заботы,
Отягощающей чело.
Мне маленькие самолеты
Всё снятся не пойму с чего.

И мотив пришел Окуджаве на эту песню. «Маленькие самолеты»,— повторял он в упоении, и сделал из этого «Надежды маленький оркестрик под управлением любви».

Здесь тот случай, когда конкретный текст Ахмадулиной спровоцировал появление сразу двух стихотворений Окуджавы. Одно — это «Прилетает черный «мессер»», где тоже маленький бомбардировщик кружится над его столом (потом из этого мотива был сделан «Черный кот»). А второе — это «Песенка о ночной Москве».

Так что иногда это действительно было как бы спровоцировано чужим стихотворением и было ответом на чужое стихотворение. Иногда отголоском разговора. Как, например, с Домбровским, которому посвящены «Красные цветы». «Красные цветы» — стихотворение об эволюциях красного цвета, вообще важного в поэтике Окуджавы. Они заспорили (или заговорили, во всяком случае) о судьбе комиссарских детей. Результатом этого разговора стало стихотворение «Ломаю красные цветы». Диалектика красной крови, белой крови в песнях Окуджавы заслуживала бы отдельной работы. Я попытался что-то об этом сказать, разбирая «Песенку о белой крови».

Но возвращаясь к теме подношений. Вот это стихотворение, эта песенка, одна из поздних, Ахмадулиной посвящена, наверное, еще потому, что она-то как раз на протяжении всей своей литературной жизни демонстрировала очень высокие, очень незыблемые представления о писательской чести. Когда, помните, никто из академиков не высказался публично в защиту Сахарова, она написала: «Ну вот я, академик Американской академии искусств — вот я высказываюсь». Это было прекрасно.

Точно так же Ахмадулина однажды, во время своих тбилисских гастролей, выступая в Тбилиси, отказалась петь за здоровье Сталина. Еще рассказывают, что бросила то ли туфлю, то ли стакан в тостующего. Вот я думаю, что ее очень такое, я бы сказал, честное, безупречное отношение к литературе, отношение к людям, вызвало у Окуджавы или эту песню, или желание посвятить эту песню.

Вообще их отношения с Беллой были бесконечно трогательные. Известно, что в свое время именно Ахмадулина по просьбе Окуджавы выступила посредником между ним и Олей, потому что Оля, такая недоступная петербургская красавица, приехала к своему дяде, академику Арцимовичу, у которого Окуджава выступал. И он во время выступления ни на кого, кроме нее, не смотрел, был совершенно ею пленен. И попросил Беллу ей позвонить и назначить встречу. Так она познакомилась с Беллой лично раньше, чем с Булатом.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Прав ли, что Белла Ахмадулина никогда не играла в поддавки с властью?

Ахмадулина никогда к власти не приближалась, это точно. В поддавки с властью… А что, собственно, какие игры она могла вести? Она дружила с диссидентами, помогала диссидентам, тому же Владимову, тому же Войновичу, тому же Высоцкому, который несомненно по статусу своему был диссидентом. Она вступалась за Сахарова, когда писала: «Если нет академиков, готовых его защитить, то вот я, академик Калифорнийской академии искусств». Она не была политическим поэтом, она не очень много ездила за границу, кроме как по приглашениям американских университетов. Она не была таким хитовым гастролером, как Вознесенский или Евтушенко. Кстати говоря, Вознесенский тоже с этой властью почти не играл, у него…

О ком книга вам далась проще — о Владимире Маяковском или о Булате Окуджаве?

Мне не про кого не было просто. Это были трудности разного рода, но с Окуджавой было приятнее, потому что я Окуджаву больше люблю. И я в значительной степени состою из его цитат, из его мыслей, он на меня очень сильно влиял и как человек, и как поэт. Я не так часто с ним общался, но каждый раз это было сильное потрясение. Я никогда не верил, что вижу живого Окуджаву. Интервью он мне давал, книги мне подписывал, в одних радиопередачах мы участвовали. Я никогда не верил, что я сижу в одной студии с человеком, написавшим «Песенку о Моцарте». Это было непонятно. Вот с Матвеевой я мало-помалу привык. А с Окуджавой — никогда. Когда я с ним говорил по телефону, мне казалось, что я с богом разговариваю. Это было сильное…

Почему Борис Слуцкий сочинил стихотворение «Необходимость пророка»? Откуда эта жажда того, кто объяснял бы про хлеб и про рок?

Видите, очень точно сказал Аннинский, что у каждого современника, у каждого шестидесятника был свой роман с Солженицыным. У Владимова, у Войновича, безусловно, у Твардовского. Солженицын, которого Галич представлял как «пророка», был необходимой фигурой. Необходимой не столько как пророк — человек в статусе пророка, который вещает; нет, необходимой как моральный ориентир, во-первых, на который современники могли бы оглядываться, и в этом смысле страшно не хватает Окуджавы, чье поведение всегда было этически безупречным, и, главное, он никогда не боялся говорить заведомо непопулярные вещи. И второе: нужен человек, который бы обращался к главным вопросам бытия.

Вот…

Долго ли будут помнить Булата Окуджаву? Кого еще будут помнить из нынешних?

Окуджава – бессмертен, это факт. Именно потому что он жанр основал, перенес его на русскую почву. Вот Брассенс, которого сам Окуджава называл «незнакомым другом» (они лично не были знакомы фактически, но они знали друг о друге, «он верит в знанье друг о друге предельно крайних двух начал»)… Я думаю, Окуджаве бессмертие гарантировано именно потому, что он сумел фольклорную амбивалентность, неоднозначность, загадочность, параллельность развития куплета и рефрена, – он сумел это сделать достоянием русской поэзии. Кто из нынешних будет бессмертен, кого из нынешних будут читать? Найденко в Одессе, это поэт огромного значения. Я думаю, что большое будущее есть у некоторых…

Есть ли какая-то параллель между стихами Окуджавы «Пока земля еще вертится» и Высоцкого «Дайте собакам мясо»?

Могу сказать. Я думаю, что есть определенная параллель. Это параллель вийоновская. Вийоновская тема – «я знаю все, но только не себя» – по-разному преломляется в поэзии 20-го века и прежде всего выходит на такое умозаключение: «Мне все видно, кроме меня самого, мне все подвластно, кроме меня самого; я могу за всех помолиться, кроме себя самого, потому что не знаю, чего мне просить для себя».

Эта тема есть у Окуджавы. Конечно, он лукавил, говоря, что «Молитва Франсуа Вийона» – это молитва жене. Безусловно, Ольга Владимировна сыграла в его жизни, в его творческом росте огромную роль. Конечно, Ольга Владимировна женщина поразительная, «зеленоглазый мой» – понятный…

Какие произведения о войне вы можете порекомендовать для 6-7 классников?

Безусловно, Константина Воробьева, в первую очередь, «Крик» и «Убиты под Москвой». Военные рассказы Нагибина и его дневник, повесть «Павлик» тоже в значительной степени, повесть «Далеко от войны». Наверное, из Василя Быкова «Обелиск» — безусловно. Наверное, для 6-7 классов жизнь учителя Алеся Мороза будет и понятна, и важна, и значительна. Ну и мне представляется, что «Будь здоров, школяр» Окуджавы, конечно. Хотя там многие негодовали при появлении этой вещи, которую назвали сразу же недостаточно героической. Вообще, альманах «Тарусские страницы» громили главным образом за нее.

Окуджава при своем дебюте — и песенном, и прозаическом — собрал все возможные овации и все возможные…

Какие драматургические и поэтические корни у Вероники Долиной?

Долина сама много раз называла эти корни, говоря о 3-м томе 4-томника Маршака — о томе переводов. Но вообще это европейские баллады, которые она любит и сама замечательно переводит. Английские баллады. Окуджава во многом с тем же пафосом прямого высказывания и называния вещей своими именами. Ахматова на нее повлияла очень сильно — вот это умение быть последней, умение не позировать никак. Или если и позировать, то в унижении.

Да, она такой жесткий, грубый поэт. Грубый в том смысле, что называет вещи своими именами. Поэтому и любят ее люди, не очень склонные к сентиментальности. Долина — она такая страшненькая девочка. Как Лесничиха. Или как

Я нищая сиротка,
Горбунья и…