Безусловно, Константина Воробьева, в первую очередь, «Крик» и «Убиты под Москвой». Военные рассказы Нагибина и его дневник, повесть «Павлик» тоже в значительной степени, повесть «Далеко от войны». Наверное, из Василя Быкова «Обелиск» — безусловно. Наверное, для 6-7 классов жизнь учителя Алеся Мороза будет и понятна, и важна, и значительна. Ну и мне представляется, что «Будь здоров, школяр» Окуджавы, конечно. Хотя там многие негодовали при появлении этой вещи, которую назвали сразу же недостаточно героической. Вообще, альманах «Тарусские страницы» громили главным образом за нее.
Окуджава при своем дебюте — и песенном, и прозаическом — собрал все возможные овации и все возможные нарекания. Это поразительно, как он, едва появившись, стал вызывать такие полярные оценки. Но сколько был ни проводили аналогий между повестью Окуджавы и западными, в первую очередь, американскими военными романами, сколько бы ни говорили о том, что в объектив авторский попала крошечная часть войны и нельзя никоим образом по этой повести судить о войне в целом,— мне кажется, что «Будь здоров, школяр!» — замечательный автопортрет тех людей, которые записывались добровольцами, того поколения советских романтиков, которые понятия не имели, что их ждет на войне. Нет, вообще мне кажется, что военная проза Окуджавы (в частности, «Уроки музыки») — это что, детям может оказаться чрезвычайно нужным, чрезвычайно важным.