Не войны, понимаете? Нагибин абсолютно отравлен двумя средами, о которых он в основном и писал, потому что самое известное его произведение «Председатель» — это все-таки заказуха, притом что очень талантливая. Он абсолютно отравлен был сначала миром предвоенной Москвы, миром вот этих ребят типа Павлика, ребят с Чистых прудов, которые были акселератами, которые очень рано постигли сексуальный опыт, которые чрезвычайно рано состоялись и профессионально, и по-мужски, и по-женски, и творчески. Это мир людей из «дома на набережной», они все были знакомы между собой. Мне Фрид рассказывал: «Мы же все друг друга знали, я вот-вот должен был познакомиться с Белинковым…». Но тут его арестовали, а потом арестовали и нас с Дунским. Они все друг друга знали, и Окуджава из той же породы, и Гребнев — это мальчики 1940 года. И Бондарев, эти «боги войны», молодые боги из «Выбора» («Выбор» — прекрасный роман, кстати говоря, вся его военная часть, особенно отношения с Марией). Так что мне кажется, что вот это первый мир, его поразивший.
Второй мир — это среда такой богемной интеллигенции 70-х: «Срочно требуются седые волосы», «Терпение», «Чужая». Правда, она немножко не богемная, это вообще интеллигенция 70-х, такой замкнутый, очень странный, очень чувственный, развратный слой, пьющий, губящий себя в каких-то метаниях бесплодных, слой таких застолий, разговоров. Но больше на него, конечно, подействовала эта предвоенная Москва с ее эротическим и интеллектуальным безумным напряжением, которое есть в «Павлике», «Те юные годы», а больше всего — в «Дафнисе и Хлое». Это гениальное произведение. Предвоенная Москва, потому что военные испытания витают и страшно обостряют это все.
Я говорил о том, что вырастает новое поколение, которое хотят бросить в топку мировой войны, но включаются силы гомеостатического мироздания, и как бы мир предохраняет себя от изменений. Я думал, какова же будет эта топка, в которую их бросят, вот это гениальное поколение нового модерна. Оказалось, что на них грядет какая-то биологическая контрреволюция. На каждую революцию, то есть появление бога, есть своя контрреволюция, то есть появление дьявола, хаоса. Боюсь, что здесь это и происходит.