Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Как вы оцениваете повесть Юрия Нагибина «Моя золотая теща»?

Дмитрий Быков
>500

Из всех последней трилогии Нагибина – «Дафнис и Хлоя», «Встань и иди» и «Золотая теща»… Так вот, из всего этого я больше всего ценю «Дафниса и Хлою» – мне кажется, это история его отношений с Машей Асмус, которая там названа Дашей. Это потрясающая история, потрясающая повесть, написанная на пределе исповедальности. Кстати, это лучшее, что написано на русском языке об эротике, мне кажется.  Еще к этому примыкает ранняя сравнительно вещь «В те юные годы»  про Оську Роскина. Все, что сказано об этой прекрасной, удивительной генерации, об этом поколении русских модернистов 40-го года, это поколение ифлийское вообще самое интересное. И для этой молодежи любовь (даже физическая) была огромной  школой, как для всякого модерниста, была глубоким средством познания себя и другого. «В те юные годы» прекрасная повесть, просто прекрасная.

Вот в Нагибине мне дороже всего эта его принадлежность к модернистам 1940 года, поколению ифлийцев, среди которых самыми яркими людьми были, конечно, Слуцкий и Самойлов, а также примыкающий к ним Львовский. Львовский многого не написал, но в 70-е в драматургии почти все договорил. А я еще его и лично знал, он был, конечно, гениальным человеком. Вот «Дафнис и Хлоя» – моя любимая вещь у позднего Нагибина.

«Моя золотая теща» – это история про другое, это история про мучительную влюбленность в тещу в одном из нагибинских браков. Причем такого вожделения физического, нежели платонического. Это, скорее, была страсть, нежели умиление и обожание. Но написано это здорово, написано это с потрясающей физиологической достоверностью и личной откровенностью. Тип самой этой тещи советской, жены вельможи, советской жены патриция там замечательно дан.

Но видите, мне все равно представляется, что Нагибин… это тот случай, когда я не совпадаю с большинством его поклонников. Я не считаю, что Нагибин силен только пластически. Я считаю, что он гениальный социальный мыслитель. И дневник это показал. Вот в «Дафнисе и Хлое» есть мысль бьющаяся, живая, очень сильная. В «Теще» этой мысли я не вижу, на поверхности я ее не наблюдаю. Может быть, в подсупдном течении романа она и есть.

Я вообще считаю, что Нагибин – это неоцененный, великий автор, автор, конечно, скорее, западной школы. Трудно сказать, кто его непосредственный предшественник. Их много, но в наибольшей степени это, конечно, Ремарк, которого они читали вовремя. Они вообще ведь были западники. Филологически он наследует Джойсу, хотя его любимым автором были Музиль. И он считал, что роман века – это «Человек без свойств». Я так не думаю, грешным делом. Но Нагибину был дорог сам музилевский дискурс – это сочетание эссеистики и прозы: с одной стороны, невероятная выразительность прозы, а с другой – потрясающая точность прицельная, как клювом ударена, его эссеистичной, философской части.

Кстати говоря, Андрей Добрынин покойный, который был для меня старшим другом любимым и во многих отношениях ориентиром. Мы политически с ним расходились очень сильно, а эстетически он был мне ближе всех – из людей, одновременно пишущих со мной. И как бы мы ни расходились, мы друг друга уважали всегда. Я это просто знаю. Добрынин лучшей книгой двадцатого века считал «Душевные смуты воспитанника Терлеса». Он любил и прозу, кстати говоря, Рильке, тоже высоко ее ставил. Правда, «Терлес» – не единственная малая проза Музиля.

Эти тексты сформировали не только Нагибина, они и Улитина сформировали, хотя и с совершенно другой стороны. Вот были три повести Музиля, которые Добрынин всегда считал лучшими: «Человек без свойств» я прочел – прочел с восхищением, но одновременно и со скукой. Это бывает.  Помимо «Душевных смут воспитанника Терлеса» это книжки «Соединения» и «Три женщины». Их, собственно, Добрынин выделял.

А что касается «Душевных смут воспитанника Терлеса»… В чем их сущность? Это экспрессионистский роман – то, чего практически нет в литературе, скажем, нулевых годов. Это первая такая книга. Потому что экспрессионизм начинается позже. Музиль в некотором смысле забежал вперед. Я думаю, что и «Человек без свойств» – это в какой-то степени роман будущего; роман, до которого мы еще не доросли. Но вот это сочетание саморазоблачительной философии и поразительной точности описания присуще Музилю в эксклюзивной степени, конечно. Я думаю, что Томас Манн, про которого Музиль говорил, что в нем есть некоторая примесь массовой культуры… Мне кажется, что Томас Манн несколько заслонил от нас три фигуры немецкой прозы, которые ничуть ему не уступают, а в некотором отношении даже его и превосходят, потому что, в отличие от Томаса Манна, они не переживали националистических заблуждений, будучи слишком умны.

Первая такая фигура – это Генрих Манн, который в «Верноподданом» все предсказал. Его рассказы, новеллы его, а его «Учитель Гнус» – это просто высочайший класс. Вторая такая фигура – это Музиль, а третья – это Лео Перуц. Перуца называли автором прозы слишком увлекательной, мистической, таинственной, но Перуц (по крайней мере, в «Маркизе де Боливаре» предложил лучшую – здесь я за свои слова отвечаю – сюжетную схему немецкой прозы двадцатого века, когда предсказания начинают организовывать реальность, когда наблюдатели формируют картину мира.

«Маркиз де Боливар» – это просто настолько прихотливо, точно, математически построенный роман, что в свое время его перечитывание меня захватывало очень сильно. Ну и конечно, «Снег святого Петра», «Мастер Страшного суда», «Ночью под каменным мостом», – весь Перуц – это удивительная смесь еврейской мистики и немецкого экспрессионизма. Он довел до ума то, что начинал Кафка, многие приема Шницлера усовершенствовал. В общем, лучше, что было в австрийской и немецкой (рискну сказать) прозе – это Лео Перуц. И я его рекомендую всем еще и потому, что это жутко увлекательно, очень страшно.  Лео Перуц – подлинно готический автор, но это такой математический ад.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Какие произведения Томаса Манна вы посоветуете почитать?

Если вы его недавно для себя открыли, то вам лучше всего прочесть «Марио и волшебника». Я очень хорошо помню, как Лена Иваницкая мне, тогда не читавшему этого рассказа, пересказывала его. Я как раз ждал Ирку из роддома, и мы ночью у меня сидели. Иваницкая помогала мне убраться в комнате, всё подготовить к приезду Ирки и Андрюши. Вот мы сидели и чай пили, и она мне рассказывала сюжет «Марио и фокусника». И, как всегда в таких пересказах, это было лучше, чем когда я его прочёл. «Марио и фокусник» — это гениальная вещь! Вот я вам её рекомендую.

А для людей, которые уже более или менее начитаны в Томасе Манне — ну, наверное, «Волшебная гора». Будет скучно, но ничего, расчитаетесь ко второму тому, к дуэли…

Каково ваше мнение о творчестве Лео Перуца?

Для меня Лео Перуц – мастер кафкианского уровня, один из величайших. Даже не «Мастер Страшного суда», а прежде всего «Маркиз де Боливар». Более изобретательно построенного романа я не встречал: там предсказание конструирует фабулу и обретает перформативную функцию. То, что маркиз де Боливар предсказал, сбывается. Это, конечно, гениальный роман совершенно. Ну и «Снег Святого Петра», ну и «Ночью под каменным мостом». Перуц был чем позже, тем лучше. Но и тем труднее ему было писать.

Конечно, вот этот «Мастер Страшного суда», «Мастер Леонардо» – очень страшный роман, очень жуткий, готический. Перуц же вообще был математик и шахматист, поэтому его конструкции обладают великолепным…

Когда вы говорите, что ростки фашизма есть уже во всех немецких романтиках, относите ли вы к ним и Иоганна Гете?

Да и не только в Гете. Я думаю, что она есть и в Шиллере, как это ни ужасно. И она есть и в Гофмане. Ну, в Гофмане это есть, скорее… это осознается как опасность. Потому что Гофман — он уж совсем не оттуда, он совсем в немецкой традиции — чужеродное явление: такое не то американское, не то французское, странное какое-то. Поэтому у Гофмана разве что в «Коте Мурре» есть этот торжествующий филистер. А так-то вообще-то ростки фашизма есть уже и в «Песне о Нибелунгах», что в фильме «Нибелунги», по-моему, явлено с поразительной точностью. У Хафнера есть такая мысль, что «вот, когда вы хороните немецкую культуру, вы поступаете по заветам Гитлера. Потому что на самом деле Гитлер — явление глубоко антинемецкое,…

Как вы думаете, в рассказе «Марио и Волшебнике» Томаса Манна — Марио убивает фокусника по скрытой воле фокусника? Можно тогда это прочесть как самоубийство носителей фашизма, которое является актом оргиастического упоения своей властью?

Так, скорее, можно прочесть самоубийство Нафты в дуэли с Сеттембрини в «Волшебной горе». Сеттембрини вообще, мне кажется, очень неубедительное противопоставление Нафте. Нафта может покончить только с собой. В принципе, это применительно к любым последовательным злобным персонажам и системам относится. Что же касается «Марио и волшебника», то это, как мне кажется, рассказ о другом — о гипнотической сути, о гипнотической природе фашизма и о бунте именно простой души, которая этому гипнозу отказалась подчиняться. Я не думаю, что фокусник Чиполла сознательно провоцирует Марио на убийство: он, мне кажется, не верит в способность Марио выстрелить. Он упивается властью над его душой, и это, до…

Какие произведения о войне вы можете порекомендовать для 6-7 классников?

Безусловно, Константина Воробьева, в первую очередь, «Крик» и «Убиты под Москвой». Военные рассказы Нагибина и его дневник, повесть «Павлик» тоже в значительной степени, повесть «Далеко от войны». Наверное, из Василя Быкова «Обелиск» — безусловно. Наверное, для 6-7 классов жизнь учителя Алеся Мороза будет и понятна, и важна, и значительна. Ну и мне представляется, что «Будь здоров, школяр» Окуджавы, конечно. Хотя там многие негодовали при появлении этой вещи, которую назвали сразу же недостаточно героической. Вообще, альманах «Тарусские страницы» громили главным образом за нее.

Окуджава при своем дебюте — и песенном, и прозаическом — собрал все возможные овации и все возможные…

Если злое окружение воспитывает в человеке характер, делает его личностью, можно ли сказать, что для развития человечества злой человек ценнее доброго?

Нет, он, конечно, не ценнее, потому что «нельзя воспитывать щенков посредством драки и пинков»,— сказал Сергей Михалков, но я все-таки думаю, что благотворность умных эпох не следует недооценивать. В свое время Томас Манн в любимом моем произведении «Роман одного романа», я сейчас ссылаюсь на эту цитату, говорит, что времена абсолютного зла, как например, фашизм, нравственно благотворны, они позволяют определиться. Вот больные времена определиться не позволяют, но когда перед тобой бесспорное, абсолютное зло, на фоне которого даже Сталин добро — помните, говорил Черчилль, что «против такого ада, как Гитлер, я буду на стороне Сталина; более того, если против Гитлера будет…

Является романтизм источником национал-социализма? Не могли бы вы назвать литературные произведения, которые начинаются с романтизма, а кончаются фашизмом?

Произведения я вам такого не назову, но «Рассуждения аполитичного» Томаса Манна — это книга ницшеанца и в некотором отношении романтика, и в этой книге проследить генезис фашизма проще всего. Слава богу, что Томас Манн благополучно это заблуждение преодолел. Связь романтизма и фашизма наиболее наглядно показана в «Волшебной горе»: иезуит Нафта высказывает там очень многие романтические взгляды. Наверное, у Шпенглера можно найти очень многие корни фашизма и последствия романтизма. Противопоставление культуры и цивилизации, безусловно, романтическое по своей природе. То колено, тот сустав, где романтизм соединяется с фашизмом, проще всего обнаружить у Ницше, потому что… Я прекрасно…