Войти на БыковФМ через
Закрыть
Лекция
Литература

Николай Некрасов, «Слезы и нервы»

Дмитрий Быков
>250

Это стихотворение очень любила Слепакова и считала вершиной некрасовской любовной лирики.

О слезы женские, с придачей
Нервических, тяжелых драм!
Вы долго были мне задачей,
Я долго слепо верил вам
И много вынес мук мятежных.
Теперь я знаю наконец:
Не слабости созданий нежных, —
Вы их могущества венец.
Вернее закаленной стали
Вы поражаете сердца.
Не знаю, сколько в вас печали,
Но деспотизму нет конца!
Когда, бывало, предо мною
Зальется милая моя,
Наружно ласковость удвою,
Но внутренно озлоблен я.
Пока она дрожит и стонет,
Лукавлю праздною душой:
Язык лисит, а глаз шпионит
И открывает… Боже мой!
Зачем не мог я прежде видеть?
Ее не стоило любить,
Ее не стоит ненавидеть…
О ней не стоит говорить…
Скажи «спасибо» близорукой,
Всеукрашающей любви
И с головы ревнивой мукой
Волос седеющих не рви!
Чем ты был пьян — вином поддельным
Иль настоящим — все равно;
Жалей о том, что сном смертельным
Не усыпляет нас оно!

Кто ей теперь флакон подносит,
Застигнут сценой роковой?
Кто у нее прощения просит,
Вины не зная за собой?
Кто сам трясется в лихорадке,
Когда она к окну бежит
В преувеличенном припадке
И «ты свободен!» говорит?
Кто боязливо наблюдает,
Сосредоточен и сердит,
Как буйство нервное стихает
И переходит в аппетит?
Кто ночи трудные проводит,
Один, ревнивый и больной,
А утром с ней по лавкам бродит,
Наряд торгуя дорогой?
Кто говорит «Прекрасны оба» —
На нежный спрос: «Который взять?»
Меж тем как закипает злоба
И к черту хочется послать
Француженку с нахальным носом,
С ее коварным: «C’est joli»,
И даже милую с вопросом…
Кто молча достает рубли,
Спеша скорей покончить муку,
И, увидав себя в трюмо,
В лице твоем читает скуку
И рабства темное клеймо?..

Надо уметь так написать. В чем, собственно, штука? Некрасов, вслед за Чернышевским, которого он любил и которого ценил как социального мыслителя, видит определенную параллель между личным и политическим рабством, семейным и политическим рабством. И это касается не только эмансипации женщин, которые, конечно, не будут политически свободны, пока не получат свободы семейной. Деспотизм мужа и деспотизм власти связаны, это очевидно. Но проблема в ином: русский мужчина тоже никогда не обретет ответственности в себе.

Гениально развита эта тема в очень дельной статье «Русский человек на рандеву», где разбирается «Ася». «Каких вы хотите поступков от русского мужчины, если он не имеет политической, имущественной, нравственной свободы и независимости, если он обязан повторять предписанные мнения, если он ограничен цензурой, произволом? Если у него нет избирательного права. Как вы хотите, чтобы он делал выбор в личных отношениях? Вот у него есть выбор: взять Асю или отвергнуть ее подростковую, наивную любовь. Я-то как раз понимаю, что герой поступил совершенно правильно, потому что через некоторое время Ася полюбит совершенно другого. «Сменит не раз младая дева мечтами легкие мечты».

Хорошо, они поехали в Англию, она познакомилась с Герценом, и через год она уже Герцену говорит: «Ваша». А герой уже смял свою жизнь и бросил ей под ноги. Поэтому боюсь, что проблема рабства, о котором здесь говорит Некрасов, проблема политического рабства русского мужчины заключается в том, что не имея ответственности гражданской, не имея гражданского мужества, он ничего и дома не может противопоставить женской истерике.

О слезы женские, с придачей
Нервических, тяжелых драм!

Тут в чем проблема? В том, что герой этого стихотворения постоянно становится жертвой истерических манипуляций. Вот, допустим, у родины очередная патриотическая истерика, и она требует, чтобы вы разделяли ее патриотический восторг и не смели говорить про нее плохого слова. Это немного похоже на поведение капризной истеричной женщины, которая говорит: «Да? Ну тогда, если не будет по-моему, то не будет никак». Это, в общем, тот же слоган, что и «Нет России — нет Путина». Если ты со мной не согласен, то живи один. Так и здесь, понимаете? «Если вам не нравится — уезжайте, потому что большинству нравится». И глубокая некрасовская мысль здесь именно в том, что готовность поддаться на манипуляции, на шантаж — это такое же рабство, к сожалению, как и рабство политическое.

Для Некрасова этот опыт был очень тяжел, потому что он долгое время был мужем женщины властной, волевой, не очень-то заботящейся о своей репутации. И ему приходилось многие грехи Авдотьи Яковлевны Панаевой брать на себя. Тут не только история с огаревским наследством — история довольно темная, но видимо, все-таки, Панаева была довольно небезупречна в этой ситуации, но и многие другие. Он действительно постоянно разделял ответственность. И это действительно такая же ситуация, как с родиной, то есть безальтернативность. «Если тебе что-то во мне не нравится, ты не смеешь меня критиковать».

И я понимаю, что я очень легко на эту манипуляцию поддаюсь. Слава богу, что большую часть своей жизни я провел с женщинами другого склада. Но нельзя отрицать того, что такая тактика — слезы, истерика, нервы и давление — очень распространена.

Вообще я хочу сказать, что некрасовская лирика имеет две отличительные особенности, которых, кроме него, никто и не имел никогда, разве что Ахматова, да и та в меньшей степени. Во-первых, это лирика с отрицательным лирическим героем (простите за школьное определение), с отрицательным протагонистом. То есть это герой, который не оправдывает себя, не упивается собой, а напротив, себя бичует. Лирика похмельного отчаяния, причем «похмельного» не в смысле употребления алкоголя, а в смысле такого отчаяния в реформах, например. Для Некрасова самым большим шоком было то, что 1863–1864 год уничтожили к чертям все результаты, все достижения; все то, что он сделал в журнале.

Вторая особенность — та, что лирика у Некрасова, как правило, имеет привкус желчи и уксуса, это такая, что называется, «лирика посечь и посолить», это постоянное посыпание раны солью и поливание лимоном. Это растравление язв. Некрасовская любовная лирика очень часто дышит не столько любовью, сколько ненавистью. Здесь катулловская такая тема odi et amo, и в большинстве любовных стихотворений Некрасова есть и чувство вины перед женщиной, и чувство запоздалой, застарелой ненависти к ней, мести за многие и многие унижения.

Некрасов вообще унижения не прощает, он человек больного самолюбия, поэтому, может, и с Достоевским он был так близок. Он в письме французской любовнице, второй гражданской жене, Лафран, кажется, говорит: «Я такой сердечкин, ты можешь делать со мной все что угодно». Да, он был сентиментален, но при всем при этом он очень болезненно относился…. Правильно говорил Блок: «Страстный человек и барин — этим все сказано». Он к унижениям относился тяжело. Поэтому лирика Некрасова отличается таким уровнем страдания и, главное, запоздалым бунтом. Бунт, который ничего уже не меняет: «в лице твоем читает скуку и рабства темное клеймо». И когда мы сегодня приспосабливаемся к рабству, не думайте, пожалуйста, что это пройдет бесследно. Это осядет в крови и станет большой проблемой. Как у Шендеровича сказано: «Тухлый кубик рабства навсегда растворился в крови». Поэтому нельзя быть рабом в любви, в любви надо быть свободным.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему у Стивенсона в повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» «Хайд» переводится одновременно как «скрытый» и «под кайфом»? Можно ли назвать это произведение готическим?

Для Стивенсона, думаю, понятие hide (в дословном переводе «повышенный», «подкрученный») было еще для него неактуально. Хотя, возможно, оно появилось тогда же, когда появился опиум в Англии. Дело в том, что опиум не делает человека hide; он уносит человека в сферы более мрачные. Для меня несомненно, что Хайд (хотя он пишется через y) – это скрытое, «спрятанная личность».

Что касается готического произведения. Я всегда исходил из того, что Стивенсон – романтик, романтика и готика, как вы знаете, идут параллельными путями, но не совпадают. Прежде всего потому, что готический герой всегда борец, а романтический – эскапист, жертва. Он пытается укрыться от мира. Но, пожалуй, «Доктор Джекил и…

Кто является важнейшими авторами в русской поэзии, без вклада которых нельзя воспринять поэзию в целом?

Ну по моим ощущениям, такие авторы в российской литературе — это все очень субъективно. Я помню, как с Шефнером мне посчастливилось разговаривать, он считал, что Бенедиктов очень сильно изменил русскую поэзию, расширил её словарь, и золотая линия русской поэзии проходит через него.

Но я считаю, что главные авторы, помимо Пушкина, который бесспорен — это, конечно, Некрасов, Блок, Маяковский, Заболоцкий, Пастернак. А дальше я затрудняюсь с определением, потому что это все близко очень, но я не вижу дальше поэта, который бы обозначил свою тему — тему, которой до него и без него не было бы. Есть такое мнение, что Хлебников. Хлебников, наверное, да, в том смысле, что очень многими подхвачены его…

Что имел в виду Лев Толстого когда сказал, что поэзия должна идти изнутри, а не сочиняться? Справедливо ли он обвиняет в сочинительстве Николая Некрасов?

Понимаете, Толстой любил Фета. И это очень понятно: это относится к тому же противоречию между риторами и трансляторами. Идти изнутри или сочиняться — это он так по-своему по-толстовски довольно грубо выражает разницу между поэзией чувства и поэзией ментальности, поэзией мысли. Ему хочется, чтобы поэзия была не от мысли, а от интуиции, чтобы она не рассказывала, а транслировала, и так далее. Поэтому его интерес к Пушкину — это чистое чудо гармонии, а не чудо мысли, как, скажем, в «Полтаве». И он любит у Пушкина более вещи лирического плана, а не философского. Некрасов ему враждебен именно потому, что ему кажется, что это просто проза, изложенная вычурно. Он же говорил: «Писать стихи — это все…

Не кажется ли вам, что Николая Некрасова губила социальная привязка его стихотворений, не дававшая ему совершить экзистенциальный прорыв?

Она не дала ему стать Бодлером, потому что не дала ему сосредоточиться на экзистенции, все время что-то отвлекает. Ну, как Тургенева в «Записках охотника» все время от охоты отвлекают ужасы крепостничества. Некрасову это помогло выразить очень важную вещь — связь, глубокую органическую связь русской экзистенции с социальным. Нельзя быть сосредоточенным на экзистенции в условиях несвободы, потому что русская несвобода, русское рабство — это экзистенциальная проблема, а не социальная.

И Некрасов увидел какие-то такие глубокие, такие страшные корни! Знаете, где он их увидел, в частности? В любви. «В своем лице читает скуку и рабства темное клеймо?» — это же сказано о любви, об…

Почему Корней Чуковский посвятил много сил и времени творчеству Николая Некрасова?

Николай Чуковский своей невесте Марине (сын Корнея Ивановича) говорил: «Только люди со вкусом понимают, что Некрасов — великий поэт». Это действительно надо понимать. Мы как-то с Катькой вспоминали источники этой цитаты про печенегов и половцев, там же не только Плевако: все вынесли, то вынесли, то вынесли. Это тут, конечно, восходит и к Пушкину:

Ее, беснуясь, потрясали —
Смотрите ж: все стоит она!
А вкруг ее волненья пали —
И Польши участь решена…

Это такой довольно распространенный русский риторический прием: и то вынесли, и это вынесли; и королева Елизавета на примере Англии тоже этим пользуется. Но лучше всего это сделал Некрасов. Я, знаете,…

Почему вы считаете, что деградация социума необратима, ведь в 1953 году было гораздо хуже?

Не знаю, не знаю, было ли хуже в 1953 году. Ресентимент образца 1953 года был не так силен или силен, но не у всех. У Леонова был силен, например. А вот, скажем, у Некрасова,— нет. Свежа была память о войне, понимаете? Война была недавно, поэтому паразитировать на этой теме, играть на чувствах фронтовиков, видеть в войне высшую точку истории никто не мог. Потом все-таки интеллектуальный уровень аудитории был другой, состав аудитории был другой.

Я, кстати, как-то говорил об этом с Рене Герра — человеком, который уж конечно без восторга относится к сталинизму. Но он совершенно верно заметил, что, по крайней мере, тогдашние люди еще хранили в себе какое-то наследие дореволюционной России. Как…

Чью биографию Николая Некрасова вы бы посоветовали почитать?

Книга Скатова очень хорошая, но лучшая биография Некрасова – это «Рыцарь на час», то есть автобиография. Или, если брать прозу, то это «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Он начал писать в 40-е годы автобиографический роман. У Некрасова вообще было два неосуществленных великих замысла: автобиографический прозаический роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» и неоконченная великолепная по эскизам драма в стихах «Медвежья охота», где он выносит приговор поколению и где медвежья охота вырастает до такого масштабного символа. Только у Тендрякова в рассказе «Охота» она была так же интерпретирована. Такая охота на своих, потрава.

Про Некрасова мог написать только Некрасов.…

В чем роль и миссия таких поэтов, как Плещеев, Полонский, Никитин — которые как бы ехали в 3-м вагоне после Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Фета?

Я бы первым среди них всё-таки назвал, конечно, Случевского как наиболее значительное явление — подчеркиваю, наиболее значительное явление — в поэзии конца века.

Понимаете, это тоже вопрос довольно непростой. Потому что в это время существовал Иннокентий Анненский — поэт, безусловно, гениальный, из которого вышла вся русская поэзия XX столетия. В нем есть всё. Как говорила Ахматова, «в нем есть даже Хлебников», цитируя некоторые его почти заумные стихи. Был Фофанов, был Надсон, был упомянутый Случевский, был поздний Фет. Были большие поэты — безусловно, большие — которым эта сугубо прозаическая, зловонная, страшно пошлая эпоха не дала развернуться и осуществится.

О…