Наставник – это совесть; это, по-моему, сказано открытым текстом. Что касается Красного здания, то, честно вам скажу, что я не знаю, я не понимаю. Концепт Красного здания у Стругацких… Понимаете, Стругацкие действовали как Тарковский. Они очень многие вещи придумывали, не объясняя рационально. Не всегда все нужно рационально объяснять. Вот они придумали Красное здание, которое путешествует. Некоторые говорят, что это образ советской власти, потому что там Андрей Воронин играет шахматы, условно говоря, с Лениным и приносит в жертву Вана. Но мы не знаем, что такое Красное здание. Можно в Красное здание влезть и путешествовать вместе с ним, можно войти, а можно и выйти. Мы не понимаем: может быть, Красное здание – это революция. Может быть, это влияние на судьбы мира. Это произвольно толкуемый символ.
Но дело в том, что большинство аллегорий Стругацких, при всей прямоте понятия «аллегории», при всей его однозначности, как раз тяготеют к символу, как раз тяготеют к более многозначному понятию. Что такое лес в «Улитке»? Для Стругацких это будущее, а для меня нет. Для меня это, может быть, народ, масса. Совершенно непонятно, что такое дрожки в «Хищных вещах века». Может быть, это вообще метафора искусства. Так что я против того, чтобы однозначно толковать Красное здание.