Два критерия: во-первых, изобразительная сила. Тут ничего не поделаешь, это вещь очевидная. Либо есть, либо нет. И потом – влиятельность. Вы можете как угодно критиковать Джойса, если вдруг вам придет такая странная фантазия. Можете как угодно критиковать Джойса, но вы не можете отрицать одного: Джойс создал роман, который дал огромный толчок и американской, и европейской прозе. Степень влиятельности писателя – очень важная вещь при его оценке. Насколько жизнеспособны и насколько для других целительны и соблазнительны оказались открытые ими практики. Это первое.
Второе – возвращаясь к изобразительной силе, – насколько выпукло, насколько точно этот текст передает пластическую эмоцию, которую автор испытывает? Насколько он узнаваем, насколько он точен в частностях? Насколько, наконец, эта изобразительная мощь влияет на вас эмоционально? Эмоция – не последнее дело. Не зря Стругацкие предполагали, что «эмоциолисты» станут главным литературным направлением. На разум воздействовать провокативными идеями большого ума не надо. А вот взорвать читательский мозг сильным и узнаваемым изображением – вот это мясо прозы, ее мускулатура. Умение описать так, чтобы вы увидели, почувствовали, разделили переживания. Точность попадания.
Вот я очень жду нового текста Валерия Попова из его книги «Выдумщик». Он выпускает новую книгу – как всегда, полуавтобиографическую. Но вот Попов умеет как никто назвать вещь так, что она становится собой. Я, кстати, с большим удовольствием прослушал этот триалог, где Кушнер, Гордин и Попов собрались в редакции «Звезды», чтобы обсудить, как проживать жизнь, как ее переносить. Попов как всегда невероятно точен, и потом, его приятно слушать. Приятно видеть человека, который так молодо выглядит, так хорошо формулирует. Ну и Кушнера, и Гордина приятно слушать. Они в свои годы – далеко не пацанские – сохраняют великолепную физическую и умственную форму. Наслаждение их слушать. Но Попов из них для меня наиболее точен в назывании каких-то трудноуловимых, совершенно интимных вещей.