Нет, Тойво Глумов – вообще ненадежный свидетель и ненадежный рассказчик, на него полагаться нельзя. Тойво Глумов – жертва, но не прогрессорства, а прогресса. Он оказался выродком, если угодно, если продолжать идею «Обитаемого острова». В третьей части трилогии всего лишь обыгрывается идея из первой. Выродки – тоже продукт естественной эволюции. Выродки – это, условно говоря, людены Саракша. А поскольку Тойво Глумов сам выродок, заложник этой трагической ситуации, что приводит его к взаимному непониманию с женой, со старшим другом Каммерером. Естественно, что Тойво Глумов ненавидит прогрессорство и ненавидит прогресс. Поэтому он с таким пылом набрасывается на поиски других люденов, он фанат этого дела. А поскольку он, скорее всего, сын Абалкина (есть у меня такая догадка, вряд ли Майя Тойвовна родила бы от кого-то другого, кстати, именно поэтому она дала ему отчество своего отца, так-то он Львович), мне кажется, поскольку он сын Абалкина, то есть человек упертый и прямой, то его отношение к прогрессорству – это такая личная месть, если угодно, за идею прогресса.
Я мог бы, наверное, встать на вашу позицию, осудить идею прогресса, исходя из того, что нет абсолютного зла и абсолютного добра. Но оно есть. Что вы там ни говорите, но оно есть. Нравится вам это или не нравится, но мы сегодня наблюдаем борьбу абсолютного добра с абсолютным злом. И поскольку зло распоясалось, добру ничего не остается, кроме как тоже стать абсолютным, понимаете? Ведь у меня к Украине масса претензий, и к Зеленскому масса претензий, и к Арестовичу, и к Залужному, к кому хотите. Но они противостоят такой беспримесной смертоносной махине, которая пробила все возможные днища, что им поневоле становиться быть высоконравственными людьми. Думаю, что против воли; думаю, что не всегда им это удается, но разговоры о том, что абсолютного добра и абсолютного зла не бывает, – это как настаивать на снятии бинарных оппозиций. Вы можете быть каким угодно постмодернистом, но снять бинарные оппозиции невозможно. Потому что мир, при всей своей сложности, к сожалению, бинарен.
Более того, идея «многополярного мира» – это прекрасная, конечно, идея («пусть расцветают все цветы»), но она, к сожалению, практически неосуществима. Главное подразделение все равно бинарное, одним людям нужна свобода, чтобы реализовываться, а другим нужна несвобода. Это и есть главный и основной критерий. Одним для самореализации нужна несвобода, когда они могут действительно одних оклеветать, на других донести, третьих запретить, четвертых убить безнаказанно. И никаких конкурентов не останется.
А есть люди, которым для реализации нужно, чтобы расцветали все цветы, чтобы им не мешали работать. Вот и все. Поэтому так и будет, мир будет состоять из этих двух групп. Никаких сложностей дополнительных городить не надо. Этот критерий необходим и достаточен.