Все мы бьемся над этим феноменом, мы все пытаемся это создать. Набоков писал об этом. Катаев писал об этом применительно к Набокову, цитируя его скрытно. Мы все мечтает с помощью художественного слова воздействовать так же, как воздействуют факторы физические или религиозные. Одни считают, что тайна этого воздействия заключается в доведении пластики до полной осязательности, то есть в изобразительном мастерстве. Другие считают, что в эмоциональном диапазоне, то есть в очень мощном таком эмоциональном воздействии. Третьи полагают, что этого можно достигнуть, включая читательскую суггестию, то есть заставляя мозг читателя очень интенсивно работать, заполняя лакуны в тексте.
Ну, Павел Улитин, например, один из моих не скажу любимых, но высоко чтимых авторов. Вот на фоне Улитина, скажем, я совершенно не воспринимаю ни Гаврилова, ни, допустим, Добычина, ни Данилова. У них есть замечательные тексты, но их минимализм по сравнению с таким максимальным минимализмом, максимализмом Улитина кажется мне все-таки слабоватым. Хотя это все авторы одаренные. Для меня Улитин, конечно, один из самых сильно воздействующих авторов, потому что он включает читательские мозги, как никто. При этом никто ещё пока не добился от текста такой силы, чтобы человек пошел и стал хорошим.