Ира, советская литература не производила особенно симпатичных героев. Герой советской литературы был, как правило, человеком действия и при этом человеком довольно плоским. Можно ли называть Стругацких советской литературой? Мне очень нравится Горбовский, Быков или мне чрезвычайно симпатичны люди Полудня в целом, но, конечно, не Румата Эсторский. Сложно все.
В советской литературе мне интересен, как правило, интеллигентный герой на распутье. Сережа из «Жизни и судьбы» и «За правое дело» Гроссмана, причем в «За правое дело» больше Сережи, поэтому и роман мне больше нравится. Мне интересен Володя из «Дня второго» Эренбурга, Трубачевский из каверинского «Исполнения желания». Человек не мейнтстримный, человек, выживающий вопреки времени, а не благодаря ему. Человек, живущий в щелке, в складке времени. Может быть, герои Вагинова, хотя они такие чудаки, но с другой стороны: кто назовет Вагинова советской литературой? Вот как ни странно, такой компромисс, такое полусоветское явление мне нравится. Герои Каверина, его прозы, и особенно каверинские женщины.
Каверин создал тип девушки, каверинской женщины, такой Ивы Ивановой или «Тани из «Открытой книги», или Кати из «Исполнения желаний» или «Двух капитанов», кстати говоря. Женщины каверинские мне, пожалуй, больше всего нравятся в литературе. Такой тип веселой, умной, немного заносчивой профессорской дочки, девочки, выросшей в очень академической семье, но при этом всегда как бы тянущейся на улицу. Но, конечно, вот эта принцесса Снегурочка, «Легкие шаги» — весь «немухинский» цикл.