Знаете, вторая книга всегда плохая, такова авторская примета и авторский страх. Дело в том, что это попытка Набокова (попытка, в общем, обреченная) стать своим в литературе Запада, сориентироваться на нового читателя. В «Камере обскуре» он попытался это сделать более успешно, мне кажется. Но «Король, дама, валет» — это не самый набоковский роман, не слишком для него органичный, хотя и очень хорошо написанный, и там есть прелестные куски. И потом, там совершенно прелестный образ этого мужа, который для своего магазина игрушек придумывает новые и новые фокусы. Бесконечно трогательный человек, который всегда чудом уцелевает, несмотря на все, дешевые довольно и наивные злодейства своей жены и молодого, глупого и прыщавого ее любовника. Это книга о наивном, трогательном добре, которое всегда умудряется уцелеть.
Понимаете, плохой роман Набокова все равно лучше, чем хороший роман Яновского или любого другого младшего или старшего эмигрантского современника. За исключением, может быть, «Жизни Арсеньева», Набоков был единственным поставщиком качественной прозы. Все остальные, как Зуров, например, где-то начиная с 11-го места. А все равно интересно, все равно наслаждение, все равно бесспорное раннее мастерство, ранняя зрелость. Другое дело, что наивная довольно книга, и по сравнению, скажем, с «Соглядатаем», довольно плоская. Но именно стремительный рост молодого художника всегда составляет особенную гордость.