Это очень просто — не преодоленная травма. Просто не преодоленная травма 30-х, необъяснимый механизм репрессий. Или, вернее, он не объяснен. Вот мне опять кажется, что в книге «Истребитель» я его объясню. Когда-то мне казалось, что я объяснил его в «Оправдании». Когда–то казалось, что я объяснил его в «Иксе». Это такая вещь необъяснимая, неисчерпаемая. Это травма, с которой приходится жить; травма нового знания о человеке. Ну и потом, понимаете, сказал же Пастернак: «Естественность в мире стремится к чистым образцам». Мы можем написать про современность, но зачем писать про современность размытую, гибридную, когда у нас есть такая потрясающая реальность 20-х годов, 30-х годов, которая сегодня просто размыта, повторяется.
Почему внимание русского художника больше концентрируется на советской культуре 20-30-х годов?
Дмитрий Быков
>100
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев
Какие философы вам интересны?
Мне всегда был интересен Витгенштейн, потому что он всегда ставит вопрос: прежде чем решать, что мы думаем, давайте решим, о чем мы думаем. Он автор многих формул, которые стали для меня путеводными. Например: «Значение слова есть его употребление в языке». Очень многие слова действительно «до важного самого в привычку уходят, ветшают, как платья». Очень многие слова утратили смысл. Витгенштейн их пытается отмыть, по-самойловски: «Их протирают, как стекло, и в этом наше ремесло».
Мне из философов ХХ столетия был интересен Кожев (он же Кожевников). Интересен главным образом потому, что он первым поставил вопрос, а не была ли вся репрессивная система…
Оправдание
Дмитрий Быков
Чтение в сердцах
Андрей Синявский
Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни
Александр Солженицын
Наши плюралисты
Александр Солженицын
Логико-философский трактат
Людвиг Витгенштейн
Людвиг Витгенштейн
Владимир Кожевников
Дмитрий Мережковский
Василий Розанов
Иван Ильин
Николай Бердяев
Александр Солженицын
Андрей Сахаров
Андрей Синявский
Андрей Баумейстер