Главный недостаток ее — это страх прикоснуться к главным проблемам, к онтологии — к смыслу жизни, к ключевым проблемам бытия. Сегодня я не вижу людей, которые бы осмеливались говорить о главном в литературе. Они либо решают какие-то десятистепенные проблемы, либо уходят глубоко в историю, либо увлекаются увлекательностью, простите за тавтологию.
Мне кажется, что серьезный разговор о серьезных вещах сегодня в литературе не ведется. Это одна из причин, по которой роман «Истребитель» написан в предельно зашифрованном виде. Но боюсь, что к нему уже приложимы слова Михаила Львовского:
И в такой безмерной дали
Я зарыл бессмертный труд,
Что пока не отыскали,
И боюсь, что не найдут.
То есть у меня есть сильное подозрение, что эта книга будет прочитана как очередной экзерсис на темы, если угодно, эффективности рабского труда. Хотя книга не об этом. Я просто очень боюсь, что некоторые там и сям разбросанные намеки не будут считаны. Но это, может быть, и к лучшему.
Сегодняшняя литература парализована ужасом. А то, что не парализовано — то до предела зашифровано. И это понятно. Потому что каждый открывший рот уже одним этим провоцирует травлю — бешеную, интенсивную и неутихающую. Потому что делать людям нечего. И потом, страх сейчас как-то действительно разлит в воздухе. Страх стучит на машинках. Мы правим свою китайщину.