Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Какова участь современной российской литературы? Останется ли она в истории?  

Дмитрий Быков
>100

О том, что останется или не останется в истории, я судить не уполномочен. Ну, Денис Драгунский останется, безусловно. Или некоторые поэты, некоторые прозаики, которые находятся сейчас в России, останутся в истории. Из тех, которые сейчас вне России, это, безусловно, Букша с ее новым романом «Маленький рай» и с предыдущими. Она – один из самых думающих сегодня людей. Безусловно, Улицкая – она себе место обеспечила, Сорокин обеспечил. Тут говорить не о чем, спорить не о чем.

Я думаю, что хорошие шансы есть у молодых авторов – у тех, кому сегодня, условно говоря, лет двадцать пять, как Илье Воронову.

Если вопрос был о тех вписавшихся в литературный контекст, кто подсуетился и присоединился к зет-идеологии. Их шансы невелики, прямо скажем. Они войдут в историю как пример недальновидности, наверное.  Я при этом понимаю, чем руководствуются эти ребята. Убеждений у них нет никаких. Какие убеждения у Артиса, например? Или у Остудина? Это все ребята, которые участвовали в свое время в самых разных, в том числе либеральных и мейнстримных литературных мероприятиях. Просто они почувствовали в какой-то момент, что их собственных способностей недостаточно. Они решили присоединиться к идее.

Я, кстати говоря, думаю, что Артис (он все время себя позиционирует как добровольца) вполне искренне пошел добровольцем. Некуда человеку себя девать. Это бывает. Кстати говоря, Толстой, говоря о феномене добровольчества в 1878 году, в восьмой части «Анны Карениной», подробно описал. Можно ли за это уважать? Нет, но это и не основание для презрения. Вот человек так распорядился своей жизнью. Я своей жизнью распорядился иначе.

Но, разумеется, никаких идейных «зетов» нет, потому что нет никакой «зет-идейности». Там нет никакой программы, нет никакого мировоззрения. Там есть одна идея: дальше действовать будем мы, мы теперь царствуем, мы теперь цари горы. Какое-то недолгое время эти люди на такой,  прямо скажем, не особенно престижной площадке, как Московская книжная ярмарка, могут завоевать себе место, могут там тусоваться. Кому не противно, могут в этом участвовать. Но я, например, при всем желании не хотел бы – при всем желании как-то светиться, общаться с читателями… Я не хотел бы каким-то образом относиться к текущим трендам, потом что это тренды подлые, это тренды выживания за счет конъюнктуры. Эти тренды мне неинтересны. Как сказано было в одном бабелевском рассказе: «Так мне самолюбие дороже». Самолюбие – такая вещь, которая не позволяет вам смешиваться с фекальными субстанциями, даже когда они оказываются в мейнстриме. Более того, как раз когда они и оказываются в мейнстриме, тогда мне неинтересно.

Дело в том, понимаете, что мне в повезло в том плане, что я не нахожусь на отшибе. В Америке идет довольно бурная литературная жизнь – и университетская, и русская, кстати говоря. У меня есть ощущение, что мой читатель переехал, что мой читатель разъехался. Ощущения, что много моих читателей остались там, у меня нет.

А какова была участь литературы Третьего Рейха? Среди них был некоторый процент идейных людей, даже не обязательно совсем упертых фашистов, но шпенглерианцев или юнгерианцев, хайдеггерианцев. Людей, которые критиковали либерализм с позиции немецкого духа или радикального консерватизма, с позиции Томаса Манна образца 1914 года. Таких было много, и они, наверное, имели какие-то убеждения. Другое дело, что когда ты начинаешь вписываться в рамки фашизма (а фашизм от Шпенглера отличается довольно сильно), ты довольно сильно теряешь в эстетическом качестве. Вам, я думаю, не нужно обо всем этом разговаривать, это все довольно очевидные вещи. Я вообще не вижу смысл кого-то убеждать, с кем-то разговаривать, потому что человек придерживается тех убеждений, которые ему приятны. Он иногда очень хорошо понимает, что он не прав. Но его убеждения приятны ему. Иногда, понимаете, изменяя жене, вы же делаете это не по идейным мотивам? Вам это приятно. При этом вы сознаете, что определенным образом грешите; может, вы обманываете ее доверие; может, вам стыдно перед детьми, но физиологическая приятность так сильна, что вы не сможете с этим  ничего сделать.  Здесь примерно та же история. 

Физиологическая приятность, физиологическая привлекательность некоторые убеждений, некоторого поведения такого, что вы, отлично сознавая, сколь вы не правы, продолжаете стоять на этих позиций. Идеи ресентимента вообще всегда чрезвычайно привлекательны – биение себя в грудь, разговор о том, что моя страна right but wrong, «пусть нас весь мир ненавидит, но я остаюсь с поруганной, «всеми плюнутой» родиной, как говорил Розанов. Это ваше право, и вам приятно. Но при этом вы твердо (я надеюсь, что твердо) отдаете себе отчет в том, что и идея национальной исключительности – это колоссальная пошлость, и идея спасения Украины – это колоссальная пошлость и подлость. 

Так что, человек принимает ту или иную сторону или защищает те или иные убеждения не потому, что идеологически он с этим совпадает. В большинстве случаев он идеологически вообще нейтрален. Очень мало я знаю людей убежденных (я их по пальцам обеих рук могу пересчитать), я их очень редко встречал в своей жизни. Но есть огромное количество людей, которые не могут отказать себе в принадлежности к мейнстриму, к принадлежности к большинству, в повторении каких-то приятных мантр или в таком кокетливом самолюбовании, мол, «я встала на самую непопулярную сторону, но это моя родина, и я с ней остаюсь». Это тоже, в общем, такая предсказуемая и глупая, подлая позиция, потому что выбирать между истиной и родиной – чудовищная глупость. Но она физиологически приятна. Особенно если у вас и так нет никакого шанса за рубежами Отечества, вы демонстративно с удовольствием говорите  о том, что вы отказались от общества всего остального мира, чтобы являться таким гордым изгоем. Никаким изгоем вы, конечно, не являетесь, а являетесь примитивным конъюнктурщиком, но чувствовать себя против всех вам приятно.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Можно ли считать роман Владимира Сорокина «Сердца четырех» садистическим, в котором автор описывает свои комплексы?

Садической — вряд ли, а то, что это преодоление каких-то комплексов своих — это бесспорно. Но вместе с тем не стоит забывать, в каких обстоятельствах эта книга создалась. Это такая реакция на волну зверств конца 80-х — начала 90-х годов, когда в проснувшемся обществе зверство зашкаливало. Когда убийство стало повседневностью. И в некотором смысле самая точная книга об атмосфере ранних 90-х — это сорокинский гротеск. «Сердца четырех» — это такой антипроизводственный роман. В производственном романе бетон строили, созидали; в романе антипроизводственном в него закатывали, но суть его не изменилась. Это такая реакция советского общества на его десоветизацию. Зверское было время, да. И поэтому…

Кого бы вы порекомендовали включить в школьную программу из современных авторов?

Ну уж, конечно, Пелевина — я думаю, обязательно. Петрушевскую — конечно. Токареву — конечно. Мне интересно было бы говорить о 70-х годах, но это уже далеко не современники, это уже «утонувшая Атлантида». А вот литература 90-х — от неё очень мало осталось. Но в любом случае мне кажется, что некоторые рассказы Сорокина из «Нормы» (особенно, конечно, «Падёж») достойны изучения — именно потому, что это очень забавная и при этом страшная трансформация принципов соцреализма, очень наглядные тексты. Ну, как любая пародия, но здесь это очень качественная пародия. Я думаю, что имело бы смысл почитать Ксению Букшу, в частности «Алёнку-партизанку». Из стихов? Трудно мне сказать. Во всяком случае, поздний…

Почему из всех рассказов Владимира Сорокина вы выделяете «Черную лошадь с белым глазом»?

За иррациональность. Вот как раз в повести «Vita Nostra. Работа над ошибками» дается такое задание: опишите нечто через его противоположность. Опишите что-то через предметы, заведомо не являющиеся его частью или его сутью. Апофатически, так сказать. Это очень трудно.

Вот Сорокин сумел описать войну, ужас войны, ужас террора и ужас последующий, ужас следующих 4-х лет, не прибегая даже ни к каким иносказаниям. Просто описав один предвоенный день глазами девочки. Причем девочки маленькой, ничего не понимающей, которая просто заглянула в глаз лошади, и в глазу этой лошади увидела весь кошмар XX века.

Это великое искусство. Это надо уметь. Будто такой пластовский пейзаж, тоже…

Находите ли вы в своей схеме литературных инкарнаций место для Людмилы Улицкой? Есть ли у нее предшественницы?

Есть, Софья Ковалевская. Дело в том, что это не только первый пример женщины-ученой в России. Это первый пример научной прозы. То, что она математик, чувствуется очень сильно: она подходит к эмоциям на абсолютно рациональном уровне. Проза Улицкой не только физиологична, она научна. Это пишет человек, который примерно понимает, как устроена биохимия возраста, биохимия страсти. И этот научный подтекст колоссально важен в ее сочинениях. Это человек безупречно логического мышления и безупречной научности в подходе к явлениям – к социальным, к биологическим, к любви.

Я думаю, что Улицкая написала лучшую книгу о подростках в постсоветской литературе (а может, и в советской). Она написала…

Согласны ли вы с мнением, что Владимир Сорокина пишет о маргинальных вещах, а сам ничего страшнее банкета не видел? Есть ли у него травма, или это всё игра?

У Сорокина есть серьезная травма. У него их много, и главной травмой было его советское детство. Он много повидал в жизни тяжелого и страшного. Это касается и советского школьного воспитания, и диссидентства, и обысков, и арестов. Не забывайте, что первая сцена в «Норме» написана на личном опыте.

Сорокин был запрещенным писателем. Потом Сорокина травили уже «Идущие вместе», потом Сорокина травили пришедшие им на смену, разнообразные приползшие. Сорокина и действительность травмирует. Он человек чуткий и, как все чуткие люди, он эмпатичен и реагирует на мир достаточно болезненно.

Вообще, понимаете, разговоры о том, кто что страшного видел… Один человек побывал в концлагере и…

Что вы думаете об Олафе Стэплдоне? Справедливо ли утверждение, что этот последовательный материалист всю жизнь пытался написать своеобразный Сверхновый Завет?

Стэплдон, во-первых, всё-таки был не совсем материалистом. Он считал себя сторонником теории эволюции, но подходил к этой теории, прямо скажем, абсолютно безумным образом. Стэплдон — это такой довольный видный британский мыслитель и романист, которого ставили рядом с Уэллсом. Уэллс его очень высоко оценил. Но так случилось, что действительно массовая культура его никогда не принимала.

Я никогда не читал (хотя я знаю, про что там — то есть я пролиставал) его наиболее известных романов. Вот эта книжка «Последние и первые люди», «Last and First Men» — там человек, живущий на Нептуне, принадлежащий к 18-му поколению человеческой цивилизации, рассказывает судьбу этих поколений. Это очень…