Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

О чем повесть Людмилы Улицкой «Сонечка»?

Дмитрий Быков
>100

О таком типе людей, которые всех спасают. В большей степени об этом «Медея». Я помню, что «Сонечка» у меня вызывала определенное несогласие. Я из Улицкой, конечно, больше всего люблю «Казус Кукоцкого» и «Зеленый шатер» с его потрясающими накладывающимися композиционными кусками. Причем больше всего в «Казусе Кукоцкого» люблю безумную часть вот эту. Эти скитания по безлюдным пространствам женщины, якобы пребывающей в деменции, а на самом деле – в очень интенсивной внутренней жизни. Наверное, стоит перечитать «Сонечку» и заново себя спросить.

Высшее достижение Улицкой в новелле, в повести – это «Бедная счастливая Колыванова» и вообще «Девочки». Сам цикл «Девочки» – это такой манифест нового физиологизма. Физиологическая проза – это не та проза, которая исходит из низменного рационального, материального представления о человеческой природе (то, что называли «физиологическим очерком» в сборнике «Физиология Петербурга»). Это та проза, которая тотально реалистична, которая отслеживает, с одной стороны, отслеживает физиологическую динамику человека, а с другой – физиологическую обусловленность этой динамики. Какими условиями, из-за каких физиологических проблем ты так себя чувствуешь? С больным зубом или больной головой (я уж не говорю про желудок) очень трудно сделать духовные парения, это редкая вещь. У Улицкой как раз о психологии болезни написан целый сборник, куда она в качестве приношения и свой очерк поместила.

Я думаю, что физиологический реализм – это в известном смысле будущее литературы. Человек – это не только животное, но, к сожалению, и не только душа. А вот их тонкие и сложные взаимоотношения меня увлекают чрезвычайно.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Находите ли вы в своей схеме литературных инкарнаций место для Людмилы Улицкой? Есть ли у нее предшественницы?

Есть, Софья Ковалевская. Дело в том, что это не только первый пример женщины-ученой в России. Это первый пример научной прозы. То, что она математик, чувствуется очень сильно: она подходит к эмоциям на абсолютно рациональном уровне. Проза Улицкой не только физиологична, она научна. Это пишет человек, который примерно понимает, как устроена биохимия возраста, биохимия страсти. И этот научный подтекст колоссально важен в ее сочинениях. Это человек безупречно логического мышления и безупречной научности в подходе к явлениям – к социальным, к биологическим, к любви.

Я думаю, что Улицкая написала лучшую книгу о подростках в постсоветской литературе (а может, и в советской). Она написала…

Превратился ли Евгений Водолазкин в фигуру поп-культуры?

Нет, никогда. Потому что перед Водолазкиным стоит серьезная проблема, это не поп-проблема. Его могут пытаться завербовать в поп-культуру, но вот уже по «Оправданию острова» понятно. Водолазкин всю жизнь решает одну проблему: попытаться изобразить синхронность всех событий в истории, снять категорию времени вообще. Это очень серьезная проблема. Показать синхронность существования всех великих явлений в культуре, иллюзорность времени. Знаменитые этим пластиковые бутылки — просто самый наглядный пример. «Лавр» — это вообще роман о разных способах, о разных изводах существования русской души, которым совершенно не может быть подвергнута опасению, кто бы что бы там не делал. Из Улицкой…

Что имела в виду Людмила Улицкая когда сказала, что в нынешней ситуации в России виноваты шестидесятники?

Они не то что виноваты. Она не имела в виду, что они виноваты. Но следствием многих их заблуждений являются заблуждения нынешние. Когда-то Павловский, совсем недавно, в интервью со мной сказал: «Шестидесятники многим семидесятникам казались людьми плоского мышления, пока не выяснилось, что именно шестидесятники способны действовать, а семидесятники — только гнить и рефлексировать». Шестидесятники виноваты, возможно, в том, что у них были некоторые социальные иллюзии. Вот за что я Улицкую люблю? Она же всё-таки биолог, и у неё антропологическое мышление, а не социологическое. Возможно, социальные иллюзии мешали, а надо было более глубоко, более антропологически, более метафизически,…