Войти на БыковФМ через
Закрыть

Как вы оцениваете творчество Людмилы Улицкой?

Дмитрий Быков
>250

Проблема именно в том, что Улицкая создала новый жанр, но это не очень почувствовалось. То, что её произведения с виду традиционны, не означает, что они выдержаны в традиционном русле. Это научная проза, проза биологическая. Это проза профессионального биолога и, вдобавок, она очень физиологична. Лучшее, что написала Улицкая,— это, на мой вкус, «Девочки» (книга рассказов, такой цикл) и «Казус Кукоцкого». Вот этот её физиологический, научный к нервной деятельности, к любви, к феномену самопожертвования, вообще научное отношение к феномену человека,— оно — редкий и прекрасный случай — привело к большой формальной новизне, к очень интересной жанровой эволюции.

В чем принципиальная позиция? Улицкая оценивает человека, во-первых, со многих сторон, помещает его в такую призму лучей, в короб лучевой. Это особенно заметно в «Зеленом шатре», где истории перекрываются, как черепицы на кровле. Но главное, что каждая рассказана с разной точки зрения, поэтому разные фрагменты биографии мы видим в разном восприятии. Возникает такая стереоскопия, вполне научная. И во-вторых, Улицкая, будучи физиологом, будучи врачом (как Чехов, хотя, конечно, врачом гораздо более квалифицированным, ученым настоящим), смотрит на вещи без гнева и пристрастия. Это такие наблюдения за высшими животными. Она не утомляет их неврастенией, повторяя Гумилева, она не требует самопожертвования, она не умиляется ему. Для нее это как бы это научное описание человеческого поведения в экстремальных условиях. Интонация несколько более снисходительная и более милосердная, и за это я её очень люблю.

«Казус Кукоцкого», конечно, великолепен в описаниях, очень тонких, почти мистериальных блужданиях больного сознания по каким-то пустыням, пескам. Вот это вырождение, забывание слов, уход все глубже в себя. Она первый человек, сумевший написать деменцию изнутри. И мне это кажется самым интересным из того, что она делает.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Находите ли вы в своей схеме литературных инкарнаций место для Людмилы Улицкой? Есть ли у нее предшественницы?

Есть, Софья Ковалевская. Дело в том, что это не только первый пример женщины-ученой в России. Это первый пример научной прозы. То, что она математик, чувствуется очень сильно: она подходит к эмоциям на абсолютно рациональном уровне. Проза Улицкой не только физиологична, она научна. Это пишет человек, который примерно понимает, как устроена биохимия возраста, биохимия страсти. И этот научный подтекст колоссально важен в ее сочинениях. Это человек безупречно логического мышления и безупречной научности в подходе к явлениям – к социальным, к биологическим, к любви.

Я думаю, что Улицкая написала лучшую книгу о подростках в постсоветской литературе (а может, и в советской). Она написала…

Превратился ли Евгений Водолазкин в фигуру поп-культуры?

Нет, никогда. Потому что перед Водолазкиным стоит серьезная проблема, это не поп-проблема. Его могут пытаться завербовать в поп-культуру, но вот уже по «Оправданию острова» понятно. Водолазкин всю жизнь решает одну проблему: попытаться изобразить синхронность всех событий в истории, снять категорию времени вообще. Это очень серьезная проблема. Показать синхронность существования всех великих явлений в культуре, иллюзорность времени. Знаменитые этим пластиковые бутылки — просто самый наглядный пример. «Лавр» — это вообще роман о разных способах, о разных изводах существования русской души, которым совершенно не может быть подвергнута опасению, кто бы что бы там не делал. Из Улицкой…

Что имела в виду Людмила Улицкая когда сказала, что в нынешней ситуации в России виноваты шестидесятники?

Они не то что виноваты. Она не имела в виду, что они виноваты. Но следствием многих их заблуждений являются заблуждения нынешние. Когда-то Павловский, совсем недавно, в интервью со мной сказал: «Шестидесятники многим семидесятникам казались людьми плоского мышления, пока не выяснилось, что именно шестидесятники способны действовать, а семидесятники — только гнить и рефлексировать». Шестидесятники виноваты, возможно, в том, что у них были некоторые социальные иллюзии. Вот за что я Улицкую люблю? Она же всё-таки биолог, и у неё антропологическое мышление, а не социологическое. Возможно, социальные иллюзии мешали, а надо было более глубоко, более антропологически, более метафизически,…