Вот это как раз и есть вопрос, который интересно обсудить применительно к «Запискам сумасшедшего». «Тошнота» Сартра — это не что иное, как «Орля» мопассановский, переписанный в двадцатом веке. Но если Мопассан в «Орля» описывает вполне типичное и вполне узнаваемое психическое расстройство, то в «Тошноте» под видом такого расстройства описывается нормальная экзистенция, нормальное существование. Когда человек к немногим минутам просветления, выпадения из рутины относится как к приступам безумия. Когда он на короткие миги сознает себя. То, что Мандельштам называл «короткими просветами в бессмыслице будней». Вот с ним происходит такая короткая, внезапная вспышка сознания, которая вызывает у него тошноту. И описано это, подано это как записки сумасшедшего, и безумие здесь является нормой, просто жизнь в двадцатом веке стала такова, что у человека пропало время о ней задумываться. Пропало время, собственно, экзистировать. Он занимается имитацией большую часть жизни. И «Тошнота» пытается его вернуть к трезвой оценке того, что он делает. Именно поэтому туда введена историческая часть, он работает над историческим исследованием, и по контрасту с бытом человека конца восемнадцатого века он осознает всю механистичность, всю машинальность собственного бытия. Описание нормы как патологии, нормы как безумия — это очень живой и действующий прием.
Литература
Как в романе «Тошнота» Жан-Поля Сартра форма текста воздействуют на читателя?
Дмитрий Быков
>500
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев