Это же как раз прямой ответ. Дело в том, что «Пикник на обочине» — это такая очень точно калькированная, даже формально, версия хемингуэевского «Иметь и не иметь». И распорядок частей тот же самый, стиль внутреннего монолога тот же самый. И как «Иметь и не иметь» подводит нас к мысли о том, что ты не можешь жить в этом обществе и быть свободным от него, точно так же, к сожалению, одна из главных посылок «Пикника…» сводится к тому, что если ты живешь в Зоне, ты начинаешь рано или поздно жить и действовать по законам Зоны. Ведь там как? Я действительно считаю, что Стругацкие имели в виду (или, может быть, не имели, но подсознательно рефлексировали) советский проект. Неслучайно жгучий пух действует в таких конкретных границах и за границей совершенно не действует. Этот жгучий пух действует только в границах зоны. Изначально сказано там очень правильно: «Да, наша Зона — дыра, но через нее сквозит будущее». А в конце мы выясняем, что это просто великая обманщица. Что и золотой шар — великий обманщик. Потому что без золотого шара эта ситуация недействительна. Если нет посула, если нет великого вымысла о будущем, то зачем же тогда все. Правда, золотой шар тоже врет, потому что мясорубка-то есть. А вот желания не исполняются. Вот это, кстати, особенность всех таких территорий. Мясорубка есть обязательно, а золотой шар — не более чем артефакт.
Литература
Почему Рэдрик Шухарт к финалу повести «Пикник на обочине» сам становится стервятником? Закономерна ли его эволюция?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев