Ну вот, слава Богу. Значит, вы заинтересовались, вас задело, вас раздражило. Значит, вы вернетесь к этой книге, перечитаете ее. Вообще, контакт с настоящим искусством — всегда ожог. Всегда, когда первый раз читаешь Петрушевскую, слушаешь Матвееву, смотришь Муратову, возникает ощущение «что в этом находят?». Потом это начинает будоражить, такой гвоздь засел. Я знаю массу людей, которых раздражает книга Житинского. Но они перечитывают эту книгу, они не могут от нее уйти. Вообще книга Житинского — это самая масштабная метафора и советской эпохи, и конца советской эпохи, и Советского Союза, и человеческой души, и дома. Самый масштабный русский роман 1980-х годов. Сказал бы — второй половины XX-го века, но был еще Трифонов из Аксёнов. Были еще Стругацкие, был огромный контекст. И все равно для меня Житинский в своем поколении — номер один. Это действительно… Ну, а хвалить это, понимаете… Вот тут у Житинского был очень хорошо поставлен отбор, бессознательный. Его проза, она обладает несколькими такими манками, крючками, которые безошибочно ложатся на психику определенного типа, на его психологию. Которые не до всех доходят, не всем интересны. Но Житинского читает определенный карас, он нравится тем, кто похож на Житинского. Вот это поразительно, как он отбирал себе читателей. Кого-то он раздражает, но все равно важен, а для кого-то он абсолютно чужой — и хорошо. Он отфильтровывает как-то, и правильно делает. Но то, что вы им заинтересовались, уже очень приятно.
Литература
Не показался ли вам роман Александра Житинского «Потерянный дом» вам полной нудятиной, полной карикатурных персонажей?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев