Я не могу вас заставить это полюбить, но этот рассказ создал новый художественный метод. Главный герой действительно болен, правда, не совсем обсессивно-компульсивным расстройством, у него более глубокий психоз. Ему кажется, что все в мире посылает ему сигналы. Что вот такое-то количество чашек на полке или такое-то количество теней на дороге указывают ему его судьбу. Он находится в роковой связи со всем миром. А дальше рассказ пытается описать реальность с точки зрения этого синдрома. Мертвый птенец на крыльце становится страшным предсказанием количества и чередования баночек. И прав, мне кажется, Александр Долинин, говоря, что в очередной раз зазвонивший телефон – это сообщение о том, что их мальчик все-таки покончил с собой. Он все время пытается покончить с собой, чтобы разорвать эти страшные связи, его окутывающие.
То есть весь мир предстает кодом, шифром, который мы должны расшифровать. Иными словами, материал рассказа становится его стилем если пользоваться терминологией Шкловского. Описываемое становится само этим инструментом автоописания. Рассказ – это механическое проявление того же самого синдрома. Более того, это намек на то, что синдром этого мальчика – всего лишь обостренное чувство связи с миром. Тот, кто не чувствует этой связи, тот ущербен. Ведь в этом потрясающем абзаце, когда мать мальчика думает о бесконечном количестве нежностей в мире, об униженных детях, которые сами себе в своих углах выдумывают сказки и рассказывают их сами себе, о бесчисленных родственниках, погибших в Холокосте, обо всех страшных жестокостях мира, который теснит со всех сторон ее мальчика… Это вообще без слез читать невозможно, этот кусок!
Как можно вот это читать и не почувствовать страшной связи между несчастьями родителей в рассказе и страданиями мальчика и всей нечеловеческой жестокостью мира, которая Набокову так была ясна!
Помните, как он писал сестре Елене: «Леночка! Ни в какой башне из слоновой кости не укрыться от мучений этих всех детей, таких милых и забавных, как наши». Набоков с его фантастической чуткостью воспринимал эти страдания в мире ежечасно, ежесекундно, и даже в самых счастливых книга (таких, как «Ада») все равно этот трагический фон разлит. Отсюда – судьба Люсетты. Я вообще «Аду» считаю недооцененным романом. Сколько там скрытой трагедии! Несмотря на то, что там придуман райский мир. Решил он построить сам себе такой, решил он поиграть сам с собой в рай, и все равно этот рай получился таким мучительным.