Легко сказать довольно, легко определить. Вознесенский был утонченным и богатым профессионалом в стране непрофессионалов. И он был поэтом вот этой маленькой, долго готовившейся, кратко жившей генерации блестящих профессионалов, о которой он и написал свой «Монолог рыбака», вот это:
Он шел и смеялся щурко,
Дрожал маяк вдалеке —
Он вспыхивал, как чешуйка
У полночи на щеке.
Он поэт людей, поэт советской интеллигенции, которые сформировались в 60-е и оказались у безвыходного тупика, оказались у разбитого корыта. Это поэт Дубны. А потом оказалось, что эти профессионалы (он мне об этом в интервью сказал) служили дьяволу. И сам он был из числа блестящих профессионалов, загнанных в тот же тупик. Вознесенский в его поэме «Юнона и Авось») — автобиографический образ: он хотел бы служить этому государству, хотел бы служить великому проекту. Но великого проекта нет, некуда себя деть. Кроме того, понимаете, Вознесенский был поэтом катастрофы, праздничной катастрофы. «Пожар в архитектурном» — его ключевое стихотворение.
…Все выгорело начисто,
Милиции полно.
Все — кончено!
Все — начато!
Айда в кино!
Но дело в том, что профессионалу, фаустианскому такому персонажу, как он, в условиях катастрофы некуда деваться, ему некуда пойти. Он поэт именно обреченного профессионализма, поэт советской интеллигенции 60-х годов, которая оказалась у разбитого корыта, у тупика. Пожалуй, самое автобиографическое его стихотворение — это…
се поэты этого поколения написали такой автопортрет в животном, что ли, в образе зверя: это «Охота на волков» Высоцкого, «Осенний крик ястреба» у Бродского, «Монолог голубого песца» у Евтушенко. Очень любопытно, что у Окуджавы это «Охотник», когда он олень и охотник в одном лице. А у Вознесенского — это «Нидская биостанция» («Птицы кричат над Нидой…»). Гениальное стихотворение, в котором кольцевая рифма иконически точно отображает вот это вот кольцо, кольцевую судьбу этой цапли. Она окольцована, она свободна, но при этом кольцо на нее надето. Я думаю, что это самый точный его автопортрет — свобода, полет закольцованного, навеки раненного существа.