Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Не кажется ли вам, что Андрей Вознесенский в больше степени ученик Семёна Кирсанова, чем Владимира Маяковского?

Дмитрий Быков
>500

Очень трудно сказать однозначно. Вознесенский вообще не ученик ничей, он ученик Пастернака и продолжатель его в христианском смысле. В том смысле, что он больше интересовался темой смерти и воскресения, утраты — «все утратить, все сжечь, все раздать» — интересовался этим больше, чем любым другим позитивом, условно говоря. Он был именно ученик Пастернака психологически, а не технически. Что касается формы — не знаю, трудно сказать. Мне кажется, его форма вообще в достаточной степени оригинальна, уж если на то пошло, он учился многому у западной поэзии. Очаровательного кирсановского штукарства я у него почти не нахожу. Ну разве что в «изопах», «Опытах изобразительной поэзии». Вознесенский же совсем не экспериментатор. Рифма его, как он сам говорил, ассонансная, рассчитанная на площадь, на публичное чтение, но никакого принципиального новаторства в его рифме нет.

У Маяковского он учился в наименьшей степени, может быть, такой чеканности формул, формулировок. Но Вознесенский же совсем не ритор. Он не так уж много дал определений и формул. Его попытки давать формулы, типа там «все прогрессы реакционны, если рушится человек», как раз не приживаются, и они не очень удачны. Он, скорее, поэт настроения. И не зря самые удачные тексты Вознесенского и всенародно любимые — это хиты из «Юноны и Авось», и прежде всего, «Ты меня на рассвете разбудишь», которая ему, кстати, приснилась. В чем он честно признавался.

Вот это интересно, что у Кирсанова преобладает риторика, и в «Поэме поэтов», и даже в поразительной, гениальной «Твоей поэме», написанной на смерть Клавдии, жены, действительно, рано умершей от чахотки. Во всех своих вещах Кирсанов идет от слова, если угодно. А Вознесенский — почти везде от звука, от настроения. Вознесенский — такой же лирик par excellence, и в этом смысле он истинный Пастернак. Он дружил с Крученых, дружил с Асеевым (Асеев тоже считал себя лириком), но, по большому счету, его можно называть авангардистом. И он сам говорил, что авангард — самое живое, что есть в искусстве XX века. Но я помню, как нам Богомолов сказал: «Вознесенский мог казаться авангардистом разве что на фоне Фатьянова». Это очень глубокое и верное определение, потому что Вознесенский очень простой и — простите меня за ужасное слово, применительно к поэзии,— душевный. Его интересуют преимущественно движения души. «Не возвращайтесь к былым возлюбленным», или «Пожар в архитектурном…», да и, кстати, все обращения к Политехническому тоже, «Прощание с Политехническим…». Он же интуит, он руководствуется чувством. Лучшие его стихи, лучшие поэмы — они совсем не интеллектуальные.

У него не было этого холодного ума. Он был очень умным человеком, конечно. Он понимал, как делать стихи, но делал на чистой интуиции. Он как бы выпевается, такая птица певчая. И, мне кажется, лучшие его стихи собраны в сборнике «Соблазн». И «Уездная хроника» там, её иногда ещё называют «Судебная хроника». И тоже это такая лирика волшебная.

Мы с другом шли. За вывескою «Хлеб»
Ущелье выло, как депо судеб.

[…]
И пузыри земли,
Я уточнил бы — пузыри асфальта —
Нам попадаясь, клянчили на банку.
— Ты помнишь Анечку–официантку?

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему, несмотря на то, что ГУЛАГ детально описан, он до сих пор не отрефлексирован?

Люблю цитировать (а Шолохов еще больше любил это цитировать): «Дело забывчиво, а тело заплывчиво». Он не был отрефлексирован, потому что огромное количество людей радовалось ГУЛАГу. Нет большей радости для раба, чем порка другого раба или даже его убийство.

Слепакова в поэме «Гамлет, император всероссийский» (это поэма о Павле Первом, определение Герцена, вынесенное ею в заглавие): «Из тела жизнь, как женщина из дома, насильно отнята у одного, она милей становится другому». Замечательная плотность мысли. Да, это действительно так. И для раба нет больше радости, чем ссылка, тюрьма или казнь другого раба, а иногда – надсмотрщика. Об этом тоже позаботились. Иными…

Что вы думаете о стихах Артюра Рембо? Чей перевод «Пьяного корабля» вам кажется лучшим?

Когда мы с Таней Щербиной обсуждали вот эту версию, что не являются ли стихи Рембо литературной мистификацией кого-то из его друзей – например, Верлена… Не они ли за него писали? Мог быть такой гениальный юноша, вроде Маяковского. Я думаю, что Маяковский, если бы русскую революция ждала судьба парижской Коммуны, тоже бросил бы писать. И его ждала судьба Рембо. Просто у него в руках было дело, он пошел бы в художники (он был блистательный иллюстратор и плакатист, гениальный графический дизайнер). Поэтому он бы счастливо спасся от участи контрабандиста, колонизатора, торговца золотом и прочих. А так-то у него тоже был такой авантюрно-мистический склад души.

По некоторым приметам, я думаю,…

Как должна выглядеть новая нарративная техника в современной литературе, о которой вы говорите?

Что касается новой литературы со стороны проблематики и нарратива. Почему я так мучился с «Маяковским»? А я сильно с ним мучился. Там были куски, которые мне ужасно скучно было писать: практически всю революцию… Он же в революции не участвовал. Он захватывал какие-то лимузины, начальника автошколы Петра Секретёва арестовывал. Это всё какие-то глупости ужасные были! Про Татьяну Яковлеву мне неинтересно было писать, потому что про неё всё написано. Мне интересны были какие-то вещи… Например, то, что Колмогоров открыл применительно к его поэтической технике. Академик Колмогоров в 1963 году начал вдруг заниматься поэтикой Маяковского и составил статистику всяких ударных и безударных слогов,…

Сближает ли нелюбовь к труду Максима Горького с Сергеем Есениным?

Нельзя сказать, что Есенин уж прям так ненавидел труд, он вообще не любил сельскую жизнь, а предпочитал город. Сельская жизнь была нужна для ностальгии. Но вообще, это правда. Почему-то Горький к Есенину чувствовал страшную любовь и огромную близость. Вот он осуждал самоубийство в случае Маяковского, говорил, что это истеричный поступок, а про Есенина он нашел какие-то гораздо более человеческие, более добрые слова.

Вот странно. Маяковский должен был быть ему гораздо ближе по духу, но он его, мало сказать, ненавидел. Просто, действительно, ненавидел. Он вписывал про него посмертно всякие глупости. Там в очерк о Ленине вписал негативную оценку его, и что он не верит ему. И вообще как-то…

О ком книга вам далась проще — о Владимире Маяковском или о Булате Окуджаве?

Мне не про кого не было просто. Это были трудности разного рода, но с Окуджавой было приятнее, потому что я Окуджаву больше люблю. И я в значительной степени состою из его цитат, из его мыслей, он на меня очень сильно влиял и как человек, и как поэт. Я не так часто с ним общался, но каждый раз это было сильное потрясение. Я никогда не верил, что вижу живого Окуджаву. Интервью он мне давал, книги мне подписывал, в одних радиопередачах мы участвовали. Я никогда не верил, что я сижу в одной студии с человеком, написавшим «Песенку о Моцарте». Это было непонятно. Вот с Матвеевой я мало-помалу привык. А с Окуджавой — никогда. Когда я с ним говорил по телефону, мне казалось, что я с богом разговариваю. Это было сильное…

Почему вы сказали, что произведения, написанные из чувства обиды, получаются очень хорошего качества?

Ну, например «Евгений Онегин». Это из жуткой, жаркой обиды — и не только на Раевского, но вообще на «русского дэнди», как называл это Блок. Не побоюсь назвать «Жизнь Клима Самгина», написанную, конечно, из жестокой обиды на Ходасевича. Ходасевич — единственный человек, которому удалось соскочить с «горьковской иглы». Остальных Горький бросал сам, а этот ушёл от него, и поэтому, конечно, он ему никогда не простил. И надо сказать, довольно точно его вывел, изобразив персонажа, умеющего всегда быть правым при довольно небогатом внутреннем содержании.

Наверное, из чувства обиды в известном смысле написана значительная часть любовной лирики Ахматовой — во всяком случае всё, посвящённое…