Почему «мерзавца»? Именно одержимого. Гумберт, по-вашему, мерзавец? Гумберт страдает навязчивой манией. Он не маньяк при этом, но у него есть навязчивая такая психологическая, если угодно, патология, душевная болезнь. Но это делает Гумберта замечательным объектом для художественного изображения. Он все понимает, он страдает, он мучается совестью, и для Гумберта, как говорит Набоков, одна ночная прогулка по росистому саду, такой ежегодный отпуск из ада для него все-таки есть. И хотя он разбил жизнь Лолиты, и в этом прекрасно сознается, но все-таки есть у него и бесконечная трогательность. И нежность его ненужная («ненужная нежность» — часто повторяющийся набоковский пан), и его безвыходная любовь, которая именно потому не находит выхода, что Лолита не может его физически вместить. Это замечательная метафора несовместимости взрослого и сложного человека с бедным американским одиноким подростком. Нет, Гумберт — бесконечно трагическая фигура, и «Волшебник» тоже не так прост.
Зачем Владимир Набоков препарирует сознанием мерзавца в повести «Волшебник»?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев