Христологический персонаж, персонаж гамлетовского типа, условно говоря, странствующий учитель, сомневается в своем raison d'etre, праве быть. Это вопрос гамлетовский, вопрос донкихотский, вопрос христианский, вопрос естественный. У персонажа фаустианского этих вопросов нет, потому что его raison d'etre — это его профессионализм, его профессия, его занятие делом, как он это понимает. Фаустианский персонаж — это персонаж, который понял, что мир лежит во зле; который понял, что контракт на труд находится в руках Мефистофеля, так что если хочешь работать, тебе надо каким-то образом решиться: либо с Мефистофелем, либо с Хозяйкой Медной горы. Что как бы это твой посредник между богом-создателем и современностью.
Христос пытался изменить мир, но у него не получилось, и он для немногих, для избранных, для безумцев. А вот для профессионалов, делающих дело, для человека дела, для фаустианского персонажа — для него вопроса о смысле жизни нет. Он понимает жизнь как некую данность, и в ней пытается каким-то образом работать. Даже когда булгаковский мастер из романа «Мастер и Маргарита» находится в лечебнице для душевнобольных, булгаковский мастер, у него все равно не возникает сомнений в своем праве судить об искусстве. «Не пишите стихов». «Но вы же моих не читали». «Будто я других не читал?!» Это сломленный, но все равно самоуверенный человек; человек, который все равно судит обо всем с позиции своего художественного дара, даже если он дал зарок молчания.
Мне представляется, что такой поворот к профессионализму, к профессии как к основе совести, к профессии как к основе выживания — это такая очень обидная европейская проблема восемнадцатого-девятнадцатого веков, когда человек уже не верит в справедливое общественное устройство. Я думаю, после Французской революции по-настоящему обострилась эта коллизия, да и собственно, «Фауст» Гете в окончательной редакции и есть реакция на поражение Французской революции. К сожалению, эта тема недостаточно подробно отслежена, хотя и есть об этом подробные работы: «Гете и Французская революция». Многие об этом пишут, но там, по-моему, не сказано это главное: что это именно реакция на разочарование в каком-либо социальном переустройстве. Единственное, что может делать человек в мире — это достигать максимального профессионального совершенства. Для этого он заключает союз с дьяволом и, более того, бог его прощает за эту жажду познания, за эту устремленность к идеалу. Фауст же получает прощение, и это очень странно. Хотя ничего странного в этом нет, это как раз вполне вытекает из логики гетеанского развития.