Миша, не элита там выведена. Я вообще не очень люблю фильм «Сало». Как говорил Арцимович: «Наука есть удовлетворение частного любопытства за общественный счет». Так вот, мне кажется, здесь имело место какое-то не очень чистоплотное утоление частной похоти за общественный счет. Попытка снять фильм о фашизме — и за этот счет снять такую эротическую картину, возбудить собственную похоть. Мне показалось, что это довольно, как бы сказать, примитивная картина. Новодворская считала ее гениальной. Мне Пазолини нравится больше в «Мама Рома» или в «РоГоПаГе», но совсем не в этом произведении. Оно мне кажется спекулятивным, совсем не честным, и то, что оно фактически привело его к гибели,— в этом есть что-то роковое. Мне кажется, что он все-таки преступил какие-то законы, которые лучше не преступать. Может быть, он заигрался со злом, а может быть, он, действительно, слишком заглянул в бездну, и она посмотрела в него, но этот фильм представляется мне самой неудачной работой Пазолини, хотя когда-то я очень хотел его посмотреть.
Если вас интересует тема фашизма, его зарождения, интеллектуальной элиты et cetera, лучше «Гибели богов» Висконти ничего не снято. А Пазолини при всем своем таланте, мне кажется, здесь оказался рабом своей перверсии.