Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

В чем гениальность Льва Толстого? Согласны ли вы, что его можно похвалить за трудолюбие, но непонятно, почему его считают гением?

Дмитрий Быков
>250

Вы просто очень молоды. На самом деле лучше всех художественную манеру Толстого и ризому его гениальности проиллюстрировал Набоков: он во время лекции о Толстом гасил весь свет в кабинете, в зале лекционном — там было три лампы,— и он опускал занавески. Он включал одну лампу и говорил: «Это Пушкин». Потом зажигал вторую: «Это Гоголь». Потом зажигал третью: «Это Тургенев». А потом открывал занавески разом, так что солнечный свет врывался в аудиторию, и он гремел: «А это Толстой». Действительно, свет толстовского реализма предопределил во многом просто новое понимание человека. Реализм Толстого тотален. Тот тотальный реализм «Улисса», который в XX веке так всех поразил, базируется, конечно, на толстовских методах.

Прежний реализм рассматривал человека как существо социальное, Золя — как существо биологическое, у кого-то — как существо национальное, но взгляд Толстого на человека — это реализм тотальный: и физиологический, и социальный, и национальный, какой хотите, вплоть до самого биологического. Это действительно свет, который впущен в человеческое сознание. Толстой открыл поток сознания как технику, Толстой открыл эту новую, голую, почти библейскую манеру повествования, которая пришла к нему после кризиса 1882 года. Толстой пересмотрел абсолютно концепцию смерти и в «Смерти Ивана Ильича» предложил совершенно новый взгляд на смерть, он предложил совершенно новый взгляд на пол в «Крейцеровой сонате».

Не важно, насколько его идеи были обоснованы или рациональны — иногда они были совершенно нерациональны. Но они были ослепительно новы и, главное, продуктивны, потому что с помощью этих идей созидались великие художественные тексты. Толстовская концепция новой жизни, жизни с нуля, зачеркивания себя и этого возобновления жизни под другим именем — это концепция, за которую он поплатился жизнью, которую он пытался в жизнь воплотить, которая есть и в «Отце Сергии», и в «Посмертных записках Федора Кузьмича», и в огромной степени, конечно, в «Живом трупе». Это вообще одна из главных концепций XX века, когда человеку дается возможность под другим именем построить свою жизнь, такой глобальный «Назову себя Гантенбайн», это такое глобальное «сбежать и начать все иначе». Выдумать себя заново — это Толстой придумал.

Я уж не говорю о том, что сила изобразительная толстовская не имеет себе равных, и при этом — удивительный лаконизм художественных средств при страшной их густоте, великолепный лаконизм слова. Я думаю, что эталоном толстовского стиля является, конечно, вступление к «Хаджи-Мурату», да, пожалуй, и «Хаджи-Мурат» в целом. Вся русская проза так или иначе выросла из открытий Толстого. Другое дело, что многие его идеи остались в своем времени, но не за идеи мы его любим — мы любим за то, что сам он называл «энергией заблуждения». Вот вы пока просто или не доросли, или, может, вы читатель другого склада: может быть, вам ближе Чехов или Тургенев, а может быть, вам ближе Достоевский, такое тоже бывает. Но тем не менее великая заслуга Толстого в том, что он продвинул художественные средства дальше, чем кто-либо из когда-либо живших писателей.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему роман «Что делать?» Николая Чернышевского исключили из школьной программы?

Да потому что систем обладает не мозговым, а каким-то спинномозговым, на уровне инстинкта, чутьем на все опасное. «Что делать?» — это роман на очень простую тему. Он о том, что, пока в русской семье царит патриархальность, патриархат, в русской политической жизни не будет свободы. Вот и все, об этом роман. И он поэтому Ленина «глубоко перепахал».

Русская семья, где чувство собственника преобладает над уважением к женщине, над достоинствами ее,— да, наверное, это утопия — избавиться от чувства ревности. Но тем не менее, все семьи русских модернистов (Маяковского, Ленина, Гиппиус-Мережковского-Философова) на этом строились. Это была попытка разрушить патриархальную семью и через это…

Не кажется ли вам, что в фильме «История одного назначения» Авдотьи Смирновой было вполне достаточно истории о солдате-писаре и о попытке Толстого его спасти? Зачем нам подробности личной жизни Льва Николаевича?

Понимаете, в фильме должно быть второе дно. В фильме события должны отбрасывать тень, и эта тень не должна быть, помните, как у Набокова, «нарисована темной полосой для круглоты». Нужен объем. В фильме не может быть одной линии. Линия Шабунина была бы скучна. Нам надо показать и линию жизни Толстого, и линию отношений с отцом Колокольцева, и частично — с забросом, с флэшбеком — биографию Стасюлевича, и историю этого поляка-офицера. Понимаете, чем многогеройней картина, чем плотнее сеть, которую автор плетет из разных линий, тем больше он в эту сеть поймает. Я вообще категорический противник однолинейных вещей.

Знаете, я, когда смотрел картину, мне казалось, что вот и это лишнее, и это…

Лишённый чуда Новый Завет Льва Толстого, не является ли он предтечей рациональности Дмитрия Мережковского в романе «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»?

Ну, в известном смысле является, потому что Мережковский же почти толстовец, по многим своим взглядам. Но тут в чём дело… Для Мережковского единственное чудо лежит в плоскости художественного, для Мережковского само по себе творчество — уже присутствие Бога и чуда. Толстой к творчеству относился, как мы знаем, гораздо более прозаически, в последние годы как к игрушке. В остальном, конечно, Мережковский рационален. Да, он действительно считает, что вера — это вопрос разума. Точка зрения, может быть, немного схоластическая.

Понимаете, слишком часто иррациональными вещами — экстазом, бредом, слишком часто этим оправдывалось зверство. Ведь те люди, которые ненавидят рациональную…

Можно ли допустить, что Лев Толстой в повести «Крейцерова соната» солидарен с мыслями старого развратника, убившего девушку и обвиняющего в этом всех кроме себя?

Я не думаю. Я думаю, что Толстой понимал все правильно. Позднышев же не является таким уж сильно отрицательным персонажем. Те ужасы ревности, через которые он прошел, Толстому были слишком знакомы. А впоследствии, 5 лет спустя, ему пришлось пережить запрограммированное. Ситуация влюбленности жены в музыканта, на которую намекала уже и ситуация начала 90-х: Софья Андреевна держала музыкальный салон. Эта ситуация в полный рост развернулась в 1894-1895 годах и была для Толстого очень мучительна. Он возненавидел Танеева. И вот этот «широкий таз музыканта» — это все было или странным образом подмечено ещё в 90-е годы, или предсказано.

Нужно заметить, что главный герой «Крейцеровой…

Почему Лев Толстой покинул Ясную Поляну? Была ли это старческая деменция? Стоит ли искать в этом смысл?

Смысл стоит искать безусловно. Видите ли, далеко не все люди страдают от старческой деменции, даже в старости. Есть такая мысль, не помню, кто её высказал, кто-то из психологов великих, что, может быть, дай бог только 20 процентов людей сохраняют в старости умственные способности, но Толстой входил в эти двадцать. Он собирался писать второй том «Воскресения», который, по моему предположению, надо было назвать «Понедельник» и который содержал довольно серьезную ревизию его взглядов. Он собирался ещё работать над своими повестями из эпохи своей молодости типа «Хаджи-Мурата». Толстой отнюдь не был в деменции. Видите, уход Толстого и смерть его на «Железной дороге» предсказаны довольно точно в…