Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Можно ли допустить, что Лев Толстой в повести «Крейцерова соната» солидарен с мыслями старого развратника, убившего девушку и обвиняющего в этом всех кроме себя?

Дмитрий Быков
>100

Я не думаю. Я думаю, что Толстой понимал все правильно. Позднышев же не является таким уж сильно отрицательным персонажем. Те ужасы ревности, через которые он прошел, Толстому были слишком знакомы. А впоследствии, 5 лет спустя, ему пришлось пережить запрограммированное. Ситуация влюбленности жены в музыканта, на которую намекала уже и ситуация начала 90-х: Софья Андреевна держала музыкальный салон. Эта ситуация в полный рост развернулась в 1894-1895 годах и была для Толстого очень мучительна. Он возненавидел Танеева. И вот этот «широкий таз музыканта» — это все было или странным образом подмечено ещё в 90-е годы, или предсказано.

Нужно заметить, что главный герой «Крейцеровой сонаты», Позднышев, никаким образом не осужден. Он осуждает себя сам. Он говорит: да, она была живая и теплая, я её убил. Он прекрасно понимает свою вину. Более того: он говорит о том, что убийство-то на самом деле началось не тогда, когда он нанес ей удар в бок, а когда он её растлил. Вот об этом, собственно, идет речь у Толстого, и это для него всего важнее.

Надо сказать, что несколько экранизаций «Крейцеровой сонаты» дают нам диаметрально различный к ней подход. В частности, Лев Аннинский в «Охоте на льва» подробно анализирует по-своему замечательную немецкую картину, в которой уже два образцовых арийца — жена и любовник, а муж — такой недочеловек, до некоторой степени азиат. И он как раз сделан таким, если угодно, моральным деградантом.

Но дело в том, что Позднышев и сам признает свою вину. Позднышев никаким образом себя не обеляет. Вот это очень важно помнить. И когда вы говорите, что он старый развратник — он сам себя считает развратным, потому что у него был большой опыт по этой части. Но мы назвать его развратником не можем никак. Жену он любит страстно, и на протяжении этого художественного пространства не изменяет ей ни разу. Поэтому мне кажется, он высказывает существенную толстовскую мысль. Мысль о том, что истинное убийство — это разврат, и что, может быть, воздерживаясь от секса, мы воздерживаемся от какого-то очень страшного расчеловечивания.

Толстой же не обязан быть правым, он не обязан быть учителем жизни. И «Крейцерова соната», и монолог Позднышева — это как раз пример того, что, действительно, заветные авторские мысли отданы убийце. Но убийцей-то он стал именно потому, что живет обычной жизнью, живет как все.

Если называть вещи своими именами… Розанов довольно подробно писал о том, что в сексе человек бывает либо зверем, либо богом. Возможен как выход вверх, так и выход вниз. Иногда любовная страсть действительно приводит и к садизму, и к доминированию (я помню, у нас с Андреем Шемякиным была совместная статья в «Собеседнике»), и к субституции обладания, когда мы, думая, что обладаем женщиной, пытаемся ей навязать свое эго. Это очень простой психический механизм.

Действительно, из секса может получиться убийство. Из секса может получиться садизм, раскрепощение самого темного инстинкта. И об этом написана «Крейцерова соната» — о страшной изнанке физической любви. И потому у Толстого возникает мысль: а не следует ли от нее воздерживаться? Если собака занимается этим раз в месяц, а другие животные — и того реже, допустим, раз в год; если это действительно у природы такая мудрость и предосторожность, то почему человек развратничает во всякое время дня и ночи, во все сезоны? Наверное, нужно это как-то ограничивать, потому что иначе это приводит либо к убийству, либо к самоубийству, либо к безумию.

Конечно, это мысль стариковская. И правильно пишет Толстой, что никто не последует этой мысли, никто не откажется от секса. Но видеть эту ужасную изнанку, наверное, не мешает — просто для того, чтобы контролировать в себе какие-то вещи, не заигрываться в них.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему роман «Что делать?» Николая Чернышевского исключили из школьной программы?

Да потому что систем обладает не мозговым, а каким-то спинномозговым, на уровне инстинкта, чутьем на все опасное. «Что делать?» — это роман на очень простую тему. Он о том, что, пока в русской семье царит патриархальность, патриархат, в русской политической жизни не будет свободы. Вот и все, об этом роман. И он поэтому Ленина «глубоко перепахал».

Русская семья, где чувство собственника преобладает над уважением к женщине, над достоинствами ее,— да, наверное, это утопия — избавиться от чувства ревности. Но тем не менее, все семьи русских модернистов (Маяковского, Ленина, Гиппиус-Мережковского-Философова) на этом строились. Это была попытка разрушить патриархальную семью и через это…

Не кажется ли вам, что в фильме «История одного назначения» Авдотьи Смирновой было вполне достаточно истории о солдате-писаре и о попытке Толстого его спасти? Зачем нам подробности личной жизни Льва Николаевича?

Понимаете, в фильме должно быть второе дно. В фильме события должны отбрасывать тень, и эта тень не должна быть, помните, как у Набокова, «нарисована темной полосой для круглоты». Нужен объем. В фильме не может быть одной линии. Линия Шабунина была бы скучна. Нам надо показать и линию жизни Толстого, и линию отношений с отцом Колокольцева, и частично — с забросом, с флэшбеком — биографию Стасюлевича, и историю этого поляка-офицера. Понимаете, чем многогеройней картина, чем плотнее сеть, которую автор плетет из разных линий, тем больше он в эту сеть поймает. Я вообще категорический противник однолинейных вещей.

Знаете, я, когда смотрел картину, мне казалось, что вот и это лишнее, и это…

Лишённый чуда Новый Завет Льва Толстого, не является ли он предтечей рациональности Дмитрия Мережковского в романе «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»?

Ну, в известном смысле является, потому что Мережковский же почти толстовец, по многим своим взглядам. Но тут в чём дело… Для Мережковского единственное чудо лежит в плоскости художественного, для Мережковского само по себе творчество — уже присутствие Бога и чуда. Толстой к творчеству относился, как мы знаем, гораздо более прозаически, в последние годы как к игрушке. В остальном, конечно, Мережковский рационален. Да, он действительно считает, что вера — это вопрос разума. Точка зрения, может быть, немного схоластическая.

Понимаете, слишком часто иррациональными вещами — экстазом, бредом, слишком часто этим оправдывалось зверство. Ведь те люди, которые ненавидят рациональную…

Почему Лев Толстой покинул Ясную Поляну? Была ли это старческая деменция? Стоит ли искать в этом смысл?

Смысл стоит искать безусловно. Видите ли, далеко не все люди страдают от старческой деменции, даже в старости. Есть такая мысль, не помню, кто её высказал, кто-то из психологов великих, что, может быть, дай бог только 20 процентов людей сохраняют в старости умственные способности, но Толстой входил в эти двадцать. Он собирался писать второй том «Воскресения», который, по моему предположению, надо было назвать «Понедельник» и который содержал довольно серьезную ревизию его взглядов. Он собирался ещё работать над своими повестями из эпохи своей молодости типа «Хаджи-Мурата». Толстой отнюдь не был в деменции. Видите, уход Толстого и смерть его на «Железной дороге» предсказаны довольно точно в…

Любой ли читатель и писатель имеет право оценивать философов?

Вот Лев Толстой оценивал Ницше как «мальчишеское оригинальничанье полубезумного Ницше». Понимаете, конечно, имеет. И Толстой оценивал Шекспира, а Логинов оценивает Толстого, а кто-нибудь оценивает Логинова. Это нормально. Другой вопрос — кому это интересно? Вот как Толстой оценивает Шекспира или Ницше — это интересно, потому что media is the message, потому что выразитель мнения в данном случае интереснее мнения. Правда, бывают, конечно, исключения. Например, Тарковский или Бродский в оценке Солженицына. Солженицын не жаловал талантливых современников, во всяком случае, большинство из них. Хотя он очень хорошо относился к Окуджаве, например. Но как бы он оценивал то, что находилось в…