Понимаете, в фильме должно быть второе дно. В фильме события должны отбрасывать тень, и эта тень не должна быть, помните, как у Набокова, «нарисована темной полосой для круглоты». Нужен объем. В фильме не может быть одной линии. Линия Шабунина была бы скучна. Нам надо показать и линию жизни Толстого, и линию отношений с отцом Колокольцева, и частично — с забросом, с флэшбеком — биографию Стасюлевича, и историю этого поляка-офицера. Понимаете, чем многогеройней картина, чем плотнее сеть, которую автор плетет из разных линий, тем больше он в эту сеть поймает. Я вообще категорический противник однолинейных вещей.
Знаете, я, когда смотрел картину, мне казалось, что вот и это лишнее, и это нефункционально. А потом, во-первых, все выстрелило. Например, казалось бы, лишняя сцена у пруда Колокольцева со Стасюлевичем сыграла в сцене самоубийства Стасюлевича. Вообще, мне кажется, что там все работает. И главное — в искусстве не все должно быть функционально, не все должно быть «зачем». Например, Андрей Кончаловский часто жалеет, что в «Рублеве» много лишнего. Надо было снимать новеллу про «Колокол», а остальное, может быть, давать флешбэками. Зачем распятие, зачем языческий праздник? Но все это вместе создает пленительное, полистилистическое, очень разное варево. И чем больше в картине, казалось бы, ненужных вещей, тем она достовернее. Это старая довольно мысль покойного Александра Чудакова о том, что деталь у Чехова не функциональна. Детали танцуют свой отдельный балет на заднике сюжета.
У меня, честно говоря, как раз ощущение, что чеховская деталь чаще всего функциональна. Она кричит: «Я — деталь, посмотри на меня». Ну там, как розовое с зеленым платье Наташи в трех сестрах, или как характеристики Белокурова, его речь в «Доме с мезонином». Или как в «Учителе словесности» разнообразные детали, характеризующие пошлость этой жизни. Я уж не говорю про «Ионыча», про «Человека в футляре». Но у Чехова есть и нефункциональные детали, которые казалось бы не нужны. Чем больше в фильме ненужного, тем больше он похож на жизнь. Жизнь не организована по принципу функциональности.