Войти на БыковФМ через
Закрыть
Лекция
Литература

Нонна Слепакова, «Сказ о Саблукове»

Дмитрий Быков
>250

Укрепил свой замок Павел.
Втиснул в камень свой альков.
Караул вокруг расставил
Царедворец Саблуков.

В гневе царь ссылал придворных,
Но, в делах раскаясь вздорных,
Возвращал — и лобызал
На паркетах аванц-зал.

Впрочем, ничего такого
Не изведал Саблуков.
Нрав брезглив у Саблукова,
Честь — крепка и ум — толков.

Он о заговоре ведал,
И царя врагам не предал,
Но не выдал Саблуков
И царю бунтовщиков.

Те монарху намекнули:
«Ненадежен Саблуков!»
И, сменясь на карауле,
Царедворец был таков!

Той же ночью Павла душат,
Заушают, на пол рушат,—
Но к злодействам сих волков
Непричастен Саблуков!

Вот убийцы-супостаты
Ждут земель и мужиков…
К ожиданью щедрой платы
Непричастен Саблуков!

Вот неспешно, по секрету
Александр убрал со свету
Всех губителей отца
И дарителей венца…

Саблуков же — в новой сфере:
Он — английский дворянин.
У него супруга Мери,
Дом, лужайка и камин.

Пламя пляшет, Мери вяжет.
Никогда ей муж не скажет
О расейской маяте
И злодейской клевете.

Но вдали, на пестрой карте —
Блеск оружья, а не спиц.
Разъярился Бонапарте,
Заварился Австерлиц.

Саблуков, хоть был в отставке,
Объявился в русской ставке,
Удаль выказал он здесь
И посбил с французов спесь.

Царь и знать герою рады.
Но, с прищелком каблуков,
Не приняв отнюдь награды,
Отбыл в Лондон Саблуков.

Пламя пляшет, Мери вяжет.
Детям папенька не скажет
Ни словца про Австерлиц
И про ласку высших лиц.

Годы мчатся. Бонапарте
На Россию прет в азарте.
Напряженно взведено,
Боя ждет Бородино.

По привычке, по отваге ль
Сквайр английский Саблукофф
Заявился в русский лагерь —
В строй кутузовских полков.

Тут врагов он покалечил,
Русским силам обеспечил
Несомненный перевес —
Ибо в схватку так и лез.

Говорит ему Кутузов
Простодушно, без прикрас:
«Ты, французов отмутузив,
Будь полковником у нас!»

Хоть почтительно и внемлет
Полководцу Саблуков,—
Назначенья не приемлет:
Отдал честь — и был таков!

Пламя пляшет, Мери вяжет.
Муж о битве ей не скажет,
Детям тоже не дано
Ведать про Бородино.

Лет прошло почти что двести.
Вот Российская страна
Без отваги и без чести,
Без войны побеждена.

Ей призвать бы Саблукова
Ради случая такого,
Но давно уж Саблуков
Отбыл к Богу,— был таков…

Пламя пляшет, Мери вяжет.
Бог всё видит — да не скажет.

[1992]

Я с некоторым ужасом наблюдаю, что это стихотворение сейчас в школьной программе, его дают читать и разбирать, и задают детям вопросы. Я, кстати, легко могу себе представить, какие эти вопросы.

Насчет «без отваги и бесчестия, без войны побеждена» — Слепакова же имела в виду, как вы понимаете, не геополитическое унижение России в 90-е годы. Это была победа тех сил, сил распада и энтропии, которые были ей глубоко отвратительны. Вот и всё. И в этом смысле ее констатация совершенно справедлива.

Да, она была без отваги и без чести, без войны побеждена. 90-е годы, при всех несомненных преимуществах, по моим воспоминаниям, были ужасны. И очень печально, что, как всегда бывает при деградации, нас ждет возвращение худшего из этих времен, а лучшего пока что-то не видно — в смысле свободы и великих возможностей. Поэтому Слепакова своей констатации абсолютно права.

Про что эти стихи в принципе? Они про ее всегдашнюю стратегию неучастия. Понимаете, когда ее знакомили со Слуцким и Самойловым в 1963 году… А Слуцкий очень дружил с Левой, потому что он собирал живопись, а Лева его консультировал (Лев Мочалов, муж Слепаковой). И вот Слуцкий, выслушав стихи Слепаковой, сказал: «Ничего антисоветского не вижу. Ничего советского тоже». Вот в этом смысле Нонна Слепакова была поэтом абсолютно саблуковского склада:

Он о заговоре ведал,
И царя врагам не предал,
Но не выдал Саблуков
И царю бунтовщиков.

Те монарху намекнули:
«Ненадежен Саблуков!»
И, сменясь на карауле,
Царедворец был таков!

Она враждовала с обеими сторонами. Она не была своей ни среди диссидентов, не среди лоялистов.

У сильных, как всегда, в полузапрете,
У слабых, как всегда, в полубойкоте,
Я вновь нелепый валенок при лете,
Селедочное масло при компоте.

Я, мне кажется, потому и выбрал ее в учителя по первой книжке, которую увидел — по «Петроградской стороне». Я сразу ее полюбил. Я помню, как я привез эту книжку в Москву, как у меня ее затрепали, как ее переписывали. Я сейчас с ужасом вспоминаю: ведь когда я к ней пришел, она была в моем нынешнем возрасте. Даже помладше. Сколько ей было? 52.

Она была в полупризнании, но всё-таки в очень таком престижном. Я видел, как ее книгу расхватывали. Она была известный поэт, значительные поэт, в своем поколении один из ведущих. Но эта особость диктовалась именно тем, что при традиционной форме она была абсолютным модернистом по содержанию. Содержание абсолютно взрывное: ненависть к навязанным эмоциям, к навязанным мнениям, очень яркая личность, полное нежелание участвовать ни в какой толпе.

Вот в этом смысл стихотворения о Саблукове, а вовсе не в том, что настоящий патриотизм выражается именно в таком саблуковском понимании. Он, конечно, в нем выражается, потому что это патриотизм не ради награды и по личному выбору — когда тебя не призвали, а ты приехал, когда ты хотел. Но главное здесь — это именно стратегия неучастия в стае.

Что мне еще очень нравится в этом стихотворении? Вы знаете, что всякий анализ начинается с семантического ореола метра. В этом смысле у четырехстопного хорея всё очень хорошо. Тут вам и «Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна…» — «Пламя пляшет, Мери вяжет». Естественно, тут и большая советская школа того же бодрого четырехстопного хорея.

Но прежде всего здесь важна эта сказовая интонация, потому что сказ — это предельно субъективная форма повествования. И это право на личное, субъективное, пусть искаженное (история Саблукова здесь всё-таки изложена хотя и весьма точно, но с некими вольностями), это право на личную трактовку истории. А Слепакова вот этой сказовой структурой владела образцово и любила ее. У нее этим сказом написана моя любимая поэма «Невзначай в воскресенье» — петербургская небыль:

В те поры моя бабка Пелагея, мужа имея,
Дальше с мужем детишек приживала
И на Лахтинской, 20 проживала…
И в гостях уж, нимало не робея,
Представлялась Полиной Пелагея.

Вот эта удивительная слепаковская поэтика сказа, владение живой городской речью — это и делало ее таким удивительным, с одной стороны, демократичным, с другой, демонстративно субъективным и оригинальным поэтом. Я почему так люблю «Невзначай в воскресенье» — это история про то, как ее бабка, жившая по соседству с Блоком, неожиданно Блока увидела.

А потом моя бабка Пелагея,
С мужем балуясь, по дому радея,
Тут же накрепко про это забыла…
И навряд ли вообще это было.

Ни у Веры, ни у Вериных деток
Эта небыль в голове не осталась.
Просто лет через восемьдесят этак
Я додумала ее, догадалась.

Меня всегда восхищала в ней эта крепость стиха, это ее абсолютное владение формой. Житинский правильно говорил (они дружили): радость произнесения вслух. Это приятно читать вслух. Есть в этом какая-то энергия. И вот стихи о Саблукове очень приятно читать вслух. Они мгновенно запоминаются. Там могут выпасть какие-то кирпичики, как это называл Катаев, но в целом это вещь запоминающаяся, невероятно легкая и игровая.

И действительно, четырехстопный хорей — такая вещь ритмичная, игровая, детская — он для этого повествования идеален. И грустный трагический подтекст стихотворения в сочетании с этой бодрой, почти инфантильной инструментовкой создает ощущение особой непосредственности, особой такой чистоты.

Что важно: это слепаковское стихотворение — оно же на моих глазах написано. Это, кажется, 1996 год, за 2 года до смерти. Это одно из последних, из поздних. В 90-е, что важно, при том, что время ей очень не нравилось, она переживала невероятный лирический подъем.

Я бывал у нее ежемесячно. Я действительно был очень привязан тогда и к Питеру, и к их семье, и уж как-нибудь раз в месяц на 2-3 дня я появлялся. Тем более в Москве было попроще с какими-то продуктами и с какими-то гонорарами, и я ей просто где мог помогал. Что-то печатал. Помню, «Лотову жену» я первый напечатал.

И каждый раз, как я приезжал, она выкладывала передо мной 6-7 новых стихотворений. Я тогда ей сказал: «Величество, либо с вами общаться, либо вас читать. Потому что когда я так запросто с вами разговариваю, я просто забываю, какие вещи вы пишете».

Я помню, когда она мне подарила «Сказ о Саблукове», у меня просто голова закружилась от этого стихотворения. И кстати, я очень рад, что Кушнер — один из первых людей, который это оценил. Она мне сказала: «Да, Сашка сказал: «Просто прелесть». Это же унизительно для такого стихотворения». Я говорю: «Да нет, что вы — у него это самый большой комплимент».

Действительно, стихотворение прелестно в том смысле, что легкость и изящество формы совершенно не затмевает трагической сути содержания. Но вот сейчас единственной стратегией приличного человека может быть следовать только своей внутренней правде. Потому что это стихотворение на самом деле о единственной этике, которая остается во времена без отваги и без чести. Какое счастье, что у нас есть наши великие поэты!

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Чью биографию Николая Некрасова вы бы посоветовали почитать?

Книга Скатова очень хорошая, но лучшая биография Некрасова – это «Рыцарь на час», то есть автобиография. Или, если брать прозу, то это «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Он начал писать в 40-е годы автобиографический роман. У Некрасова вообще было два неосуществленных великих замысла: автобиографический прозаический роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» и неоконченная великолепная по эскизам драма в стихах «Медвежья охота», где он выносит приговор поколению и где медвежья охота вырастает до такого масштабного символа. Только у Тендрякова в рассказе «Охота» она была так же интерпретирована. Такая охота на своих, потрава.

Про Некрасова мог написать только Некрасов.…

Каких поэтов 70-х годов вы можете назвать?

Принято считать, что в 70-е годы лучше всех работали Слуцкий и Самойлов. Слуцкий до 1979 года, Самойлов — до конца. Из более младших — Чухонцев и Кушнер, и Юрий Кузнецов. Это те имена, которые называют обычно. Алексей Дидуров писал очень интересные вещи в 70-е, и ещё писал довольно хорошо Сергей Чудаков — это из людей маргинального слоя. Губанов уже умирал и спивался в это время. Понятно, что Высоцкий в 70-е написал меньше, но лучше. Окуджава в 70-е почти все время молчал как поэт, Галич — тоже, хотя несколько вещей были, но это уже, мне кажется, по сравнению с 60-ми не то чтобы самоповторы, но это не так оригинально. Конечно, Бродский, но Бродский работал за границей и как бы отдельно, вне этого…

Верил ли в любовь Оскар Уайльд? Почему ему принадлежат строки «Любимых убивают все»?

Видите, потому и принадлежат, что верил. Он действительно считал любовь самой мощной, хоть и разрушительной силой. Он искренне полагал, что в основе любви лежит (всегда лежит) эксплуатация одним другого, всегда один целует, а другой позволяет себя целовать, всегда один диктует, а другой соглашается. Да и вообще любовь — это такой процесс не очень мирный, не очень гладкий. Да, любимых убивают все, да, большинство лириков романического толка (таких, как Лермонтов и Гумилев) видели любовь как поединок. А поединок иногда заканчивается убийством. Как помните, у Слепаковой: «Мой друг, зову тебя на поединок, / Хочу сразиться и не знаю как».

Вот эта вечная жажда сражения, а вовсе не…

Почему герои романа Аксенова «Новый сладостный стиль» достигли такой любви и близости, что не могут жить вместе? Нужно ли гасить слишком сильную страсть?

Вопрос не праздный, потому что действительно у того же Валерия Попова, когда он отвечает на вопрос: «Почему они с героиней «Двух поездок в Москву» не могут жить вместе?»,— он отвечает: «В нас преграда. Мы боимся не сохранить этот же уровень силы». Ну, ребята, это надо уметь. Понимаете, счастливая любовь требует больше усилий, чем несчастная, потому что в счастливой надо всё время придумывать, что дальше делать вместе, нужно заниматься какой-то совместной работой или углублять взаимные познания, выстраивать какую-то драматургию. С другой стороны, счастливая любовь… У меня было когда-то такое:

А счастливой любви не бывает.
Не бывает совсем…

В ряд с какими поэтами вы бы поставили Александра Городницкого?

Александр Моисеевич — замечательный поэт ленинградской школы. И на фоне таких авторов, как Британишский, тоже его товарищ по горному институту, или Нона Слепакова, ходившая с ним в одно ЛИТО, или Виктор Соснора, начинавший с ним одновременно,— он в этой традиции вполне органичен. И Тарутин, и Горбовский, и Ася Векслер — это всё люди одного поколения. Понимаете, для них важно то, что они… Ну, две черты этой ленинградской школы я бы назвал: чеканка формы, серьёзное к ней отношение; и очень тонкое (наверное, происходящее от соразмерности петербургского архитектурного облика), очень точное чувство поэтической композиции — то, которое есть у Гумилёва, у всех поэтов-царскосельцев и у всех поэтов…

Согласны ли вы с мнением, что Владимир Сорокина пишет о маргинальных вещах, а сам ничего страшнее банкета не видел? Есть ли у него травма, или это всё игра?

У Сорокина есть серьезная травма. У него их много, и главной травмой было его советское детство. Он много повидал в жизни тяжелого и страшного. Это касается и советского школьного воспитания, и диссидентства, и обысков, и арестов. Не забывайте, что первая сцена в «Норме» написана на личном опыте.

Сорокин был запрещенным писателем. Потом Сорокина травили уже «Идущие вместе», потом Сорокина травили пришедшие им на смену, разнообразные приползшие. Сорокина и действительность травмирует. Он человек чуткий и, как все чуткие люди, он эмпатичен и реагирует на мир достаточно болезненно.

Вообще, понимаете, разговоры о том, кто что страшного видел… Один человек побывал в концлагере и…