Войти на БыковФМ через
Закрыть
Религия
Педагогика

Согласны ли вы с теорией Цицерона, которая гласит, что старость постыдна, поэтому усугублять ее другими дурными поступками — противно вдвойне?

Дмитрий Быков
>100

Нет, я согласен с теорией Акунина (то есть Фандорина), что старость — высшая точка человеческого развития и что надо бы, наоборот, в старости постигать новые умения, достигать нового нравственного совершенства. Старость не постыдность, это доблесть. Дожил — молодец, это уже говорит о тебе хорошо, значит, богу ты зачем-то нужен. Не дожил — героично, дожил — значит, достоин. Мне кажется, что здесь есть определенный как раз смысл. Как Синявский сказал, что надо готовиться к главному событию нашей жизни — к смерти. Старость в некотором смысле предшествует к главному событию жизни, готовит нас к нему, старость — высший итог духовного развития, так, во, всяком случае, должно быть. Это не деградация. Не надо представлять человеческую жизнь в виде горба, в виде такой параболической кривой, где есть вершина и точка, а дальше начался спуск. Нет, мне кажется, это все-таки, скорее, либо синусоида, как бывает, либо все-таки это подъем такой, систематическое приближение к идеалу. Мне кажется, что человек с годами должен умнеть, мудреть.

Искандер дал гениальное определение мудрости в разговоре со Свинаренко: «Умный понимает, как устроен мир, а мудрый может действовать вопреки этому знанию, вставать поперек этого потока», как он дословно сказал. Да, вот, наверное, так. Я не думаю, что старость — это время, которого следует бояться. Это время, к которому следует стремиться. Я очень поддерживаю высказывание Инны Кабыш: «Говорю спокойно и сурово: слава богу, молодость прошла». Молодости присущи некоторый эгоцентризм, некоторая истероидность, завышенные представления о себе, метания какие-то и, конечно, определенная физиологическая одержимость, вполне понятная во времена гормонального буйства. Как сказано у Слепаковой:

Что делать? Юность неловка,
Зато неудержима.
А зрелость бьет наверняка,
Но сжата как пружина.

Вот максимально продлить и увеличить зрелость. Когда я читал англоязычную лекцию о поэтике старости, рассматривая на Кушнере, на Лосеве эту тему, потому что русские поэты, которым повезло дожить до старости, начиная с Вяземского, они оставили гениальные свидетельства о ней. И зрелые стихи Вяземского, зрелый Кушнер после пятидесяти, зрелый Лосев, который весь после сорока, в общем,— это гениальные свидетельства. И поздняя лирика Лосева, мне кажется, достигает образцов гениальности. Тогда как, например, Бродский — мне кажется, это пример такой кривой горбообразной — «холмы, холмы». Наивысшая точка была в 1972 году, может быть, это «Часть речи», которую он сам справедливо считал высшей точкой. А потом если не спуск, то, по крайней мере, ровная плата, а под конец он стал остывать, и ему самому стало неинтересно. Это романтическая позиция, когда главное делаешь в молодости, когда пытаешься все время сохранить молодость. Мне кажется, что старость — это время такого благородства. Как сказано у Кушнера: «А старик пожалеет и сам хоть кого, хоть тебя: не грусти, ради бога!» Удивительное стихотворение о рембрандтовском старике:

И когда отойдешь от того старика,
Не забудь: обречен на разлуку,
Как в венозных прожилках сжимает рука
Его правая левую руку.

Мне кажется, просто мне повезло видеть перед собой очень многие образцы гармонической, умной старости. До настоящей старости не дожила, конечно, Слепакова, но Матвеева сохраняла удивительную остроту ума, стремительность реакции, и писала она много. Я вот ее черновики разбирал — поражался, как мало в них помарок, какая импровизационность. Иногда она просто в строчку с сокращениями записывает стихотворение — так стремительно оно к ней приходит и сочиняется. И пусть ей вдохновение давали в последние годы очень неблизкие мне мысли, но она это вдохновение испытывала. Вообще все учителя, все, кого я перед собой видел,— это образцы старения очень благородного. Может быть, именно поэтому у меня и нет установки на страх перед будущим. Или, как сказала Мария Васильевна Розанова в нашем разговоре: «Если вы так боитесь старости, у вас есть прекрасная альтернатива — повеситься в молодости».

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Можно ли с ребенком говорить на агрессивные темы спокойным языком?

Ребенок живет в мире агрессии: ему приходится защищаться от сверстников, от агрессивного взрослого мира, от давления коллектива. Это не так легко, понимаете… Вообще мне кажется, что жизнь ребенка очень травматична. Ребенку тяжелее, чем нам. Об этом у Кушнера есть гениальные стихи.

Там была мысль — в стихотворении «Контрольные. Мрак за окном фиолетов…», — что взрослый не выдержал бы тех психологических нагрузок, которые выдерживает маленький школьник. «Как маленький школьник, так грозно покинут». И, конечно, ребенку приходится жить в мире куда более тревожном и агрессивном, сказочном. Как говорил Лимонов: «Мир подростка полон красавиц и чудовищ, и мой мир тоже».…

Чью биографию Николая Некрасова вы бы посоветовали?

Книга Скатова очень хорошая, но лучшая биография Некрасова – это «Рыцарь на час», то есть автобиография. Или, если брать прозу, то это «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Он начал писать в 40-е годы автобиографический роман. У Некрасова вообще было два неосуществленных великих замысла: автобиографический прозаический роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» и неоконченная великолепная по эскизам драма в стихах «Медвежья охота», где он выносит приговор поколению и где медвежья охота вырастает до такого масштабного символа. Только у Тендрякова в рассказе «Охота» она была так же интерпретирована. Такая охота на своих, потрава.

Про Некрасова мог написать только Некрасов.…

Почему меня так разочаровала книга «Выбор Софи» Уильяма Стайрона? Какие идеи в ней заложены?

Ни один роман Стайрона невозможно свести к, условно говоря, короткой и примитивной мысли. Но если брать шире, «Выбор Софи» – это роман о том, что человечество после Второй мировой войны существует как бы посмертно, как и Софи Завистовская. Этот проект окончен, он оказался неудачным. И причина депрессии, которая накрыла Стайрона после этого романа (он же ничего, собственно, ничего и  не написал дальше, кроме трех повестей об охоте, о детстве), была в том, что дальше ехать некуда. Это был такой исторический приговор.

Понимаете, очень немногие отваживались вслух сказать, что после Второй мировой войны не только Германия, но и человечество в целом как-то окончательно надорвалось. Я…

Не могли бы вы рассказать о сборнике «Стихотерапия», который вы хотели собрать с Новеллой Матвеевой? Как стихотворения могут улучшить самочувствие?

Понимаете, тут есть два направления. С одной стороны, это эвфония, то есть благозвучие — стихи, которые иногда на уровне звука внушают вам эйфорию, твёрдость, спокойствие и так далее. А есть тексты, которые на уровне содержательном позволяют вам бороться с физическим недомоганием. На уровне ритма — одно, а на уровне содержательном есть некоторые ключевые слова, которые сами по себе несут позитив.

Вот у Матвеевой — человека, часто страдавшего от физических недомоганий, от головокружений, от меньерной болезни вестибулярного аппарата и так далее,— у неё был довольно большой опыт выбора таких текстов. Она, например, считала, что некоторые стихи Шаламова, которые внешне кажутся…

Почему в стихосложении не рекомендуется использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы? Относится ли это правило к стихотворению «Солнечный зайчик» Матвеевой?

Анна Ахматова говорила о стихотворении Новеллы Матвеевой «Солнечный зайчик», что Пушкин никогда не сказал бы о себе «Я зайчик». Матвеева, помню, в негодовании объясняла, что это детские стихи, и там это можно. Это детское стихотворение. «Я зайчик солнечный, дрожащий…». Ну что это такое?

И если зимними ветрами
Тебя невзгоды обдадут,
Я появлюсь в оконной раме:
Я зайчик солнечный, я тут!

Как раз сентиментальности в этом стихотворении нет.

Я и в самом ружейном дуле
Могу отплясывать, скользя!
Могу присесть на кончик пули,
Но застрелить меня нельзя!

Это совершенно не сентиментальные стихи. Я думаю, что в…

Чью биографию Николая Некрасова вы бы посоветовали почитать?

Книга Скатова очень хорошая, но лучшая биография Некрасова – это «Рыцарь на час», то есть автобиография. Или, если брать прозу, то это «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Он начал писать в 40-е годы автобиографический роман. У Некрасова вообще было два неосуществленных великих замысла: автобиографический прозаический роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» и неоконченная великолепная по эскизам драма в стихах «Медвежья охота», где он выносит приговор поколению и где медвежья охота вырастает до такого масштабного символа. Только у Тендрякова в рассказе «Охота» она была так же интерпретирована. Такая охота на своих, потрава.

Про Некрасова мог написать только Некрасов.…