Нет. Тут с князем Мышкиным, понимаете, совсем другая история. Князь Мышкин — это титаническая попытка Достоевского написать хорошего человека. Но каждый из нас может написать только то, что он видит, и то, что ему близко. Достоевский не видел Бога. Он пытался его увидеть, он думал, что его можно увидеть из бездны. Но вот восприятие Бога ему не дается, восприятие прекрасных здоровых людей. Как-то вот всю жизнь он мечтает этому научиться, но этого у него нет. Мышкин в результате больной. Аглая все-таки истеричка. Ну и она, в конце концов, уходит в монастырь, насколько я помню. Ну нет у него, нет ни одного человека, чье здоровье было бы убедительным. Даже старец Зосима только после смерти предстает счастливым, помните, вот в этой гениальной сцене про Кану Галилейскую («Несут ещё вина»), когда Алеша во время бдения у гроба видит и слышит старца Зосиму. А при жизни он тоже, по-моему, производит впечатление скорее болезненное и уж во всяком случае не совсем нормальное. Хотя вот после смерти — да, святой.
Мне кажется, что Достоевский не обладал талантом к изображению ни трикстеров, ни здоровых, ровных, счастливых, гармоничных людей. Он вот действительно как-то не рожден видеть благодать — что очень точно в нем чувствовал Набоков. Вот Набоков, наоборот, он одергивается от зрелища ужасного, он не умеет писать ужасное. Может быть, поэтому даже своего злодея Гумберта он, в конце концов, как-то оправдывает и делает понятнее нам. А Падук в «Под знаком незаконнорожденных» («Bend Sinister») просто идиот. Набоков был так гармоничен, ясен и здоров, что видел в жизни одни праздники. Конечно, он чурался ужасного. И когда он говорит, что от «мертвых детей не спрячешься в башне из слоновой кости», он абсолютно исповедален. Но писать о трагедиях, писать об ужасном, писать о пытках он не может.
А вот Достоевский для этого рожден, поэтому они онтологически ужасны. Набоков описывает ситуации унижения, интенсивного труда, политического бегство как счастье. Вспомните его первые американские письма, жене в частности, к сестре, и первые американские впечатления, описанные в послесловиях. А Достоевский, в каком бы районе ни пребывал, всюду видит… «Мерещится мне всюду драма». Ну, это вещь понятная и по-своему привлекательная.