Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Можно ли Шарикова из повести «Собачье сердце» Булгакова, доросшего до управления государством, обратно превратить в животное?

Дмитрий Быков
>500

Проблема в том, что Шариков, доросший до управления государством, сам превращается обратно в животное… Потому что, понимаете, Булгаков, исследуя архетип, исследуя эту тему превращения животного в человека и человека в животного, упустил один важный момент, «джекилхайдовский» момент, который довольно точно понял Стивенсон: частые превращения по линии Джекил-Хайд приводят к тому, что этот процесс становится а) необратимым б) неуправляемым. Один раз выпустив Хайда, вы перестаете его контролировать. 

Так и здесь: сделав из Шарика Шарикова, сделав из доброго и глупого пса довольно страшного пролетария, вы, во-первых, не можете этот процесс сделать вечным, потому что он обратим. Во-вторых, вы не можете этим процессом управлять, потому что в некоторые моменты Шариков включает собаку, в нем включается инстинкт. Это, например, момент отношения с котами. Когда он видит кота, он, даже став человеком, не может смотреть на него спокойно. Он живет, как кошка с собакой.

Мораль здесь та, что после такого превращения Шариков нуждается в постоянном контроле. Если Преображенский не будет воспитывать Шарикова, не будет влиять на него, не будет вкалывать какие-то свои таинственные ферменты, то Шариков станет собакой. Кстати, тут совершенно не стоит исключать вариант… Вот если бы продолжить «Собачье сердце»? Кто бы написал  «Собачье сердце-2», разместив ситуацию не в нашем времени (как было у Житинского во «Внуке доктора Борменталя», где, кстати, Шариков оказался единственным приличным человеком – это в конце 1980-х), а если бы это была попытка такая написать «Собачье сердце-2» в реалиях 20-х годов. Если бы Шарикова не превратили обратно в собаку.

Он бы в какой-то момент, конечно, дошел бы до степеней известных, потому что абсолютно псовые реакции у него есть. Он с какого-то момента, конечно, начал бы развоплощаться обратно. Он дорос бы не просто до отдела очистки, а до какого-нибудь руководителя домкома. Но в какой-то момент он просто бы залаял. Он оброс бы шерстью. Ведь, собственно, почему эксперимент доктора Моро оказался неудачным? Потому что звериное начало не удавалось вытравить ни пытками, ни знанием закона. Эти звери все равно с какого-то момента (как мышонок у Киза в «Цветах для Элджернона») начинали эволюционировать обратно. 

То есть либо нужны постоянно какие-то инъекции человечности, которых в данном случае животное не получало. Либо нужны какие-то ситуации, которые бы эту человечность индуцировали, вышибали бы из него. Но мы ничего подобного же не видим. И поэтому Шариков, подобно Хайду, с какого-то момент стал бы неуправляемым, он бы вернулся в псовое состояние. Собственно, если брать ту ситуацию, о которой написано «Собачье сердце» (о превращении пролетариата в хозяев жизни), то именно это и произошло. Все это было предсказано у Зинаиды Гиппиус: «И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой, народ, не уважающий святынь». 

Поначалу эти пролетарии были довольно открыты к новому, они интересовались модерном. Даже Всеволод Вишневский назидательно цитировал Джойса, и даже они изучали Фрейда, и даже они стали в какой-то момент Меккой для интеллектуалов всего мира. Но потом Шариков довольно быстро взял верх. И вместо эпохи эксперимента и созидания (очень краткой) настала эпоха террора. А что еще Шариков может делать? Работать в отделе очистки. Правда, успело появиться поколение красных директоров, успели появиться блистательные интеллектуалы нового поколения: математики Колмогоров и Портнягин, физики Иоффе и Ландау. Успели появиться писатели модернистского склада – Всеволод Иванов, Бабель, и так далее. Но масса очень быстро соскучилась. И произошло то, о чем рассказывает антология «Маруся отравилась»: людям понадобились более радикальные развлечения – секс и смерть.

Именно этот рубеж – двадцатые – мне кажется очень важным. Понимаете, 20-е закончились не годом великого перелома, они закончились не по сталинской злой воле. Они закончились ходом вещей.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему Воланд в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова обещает голове Берлиоза вечное небытие: «по вере вашей будет вам»? Существуют ли души без веры? Есть ли у Воланда полномочия на такое убийство?

Это не полное убийство. Это просто личный выбор каждого. Ну многие люди, многие духовидцы говорят вполне определенно, что смерть или бессмертие души— это личный выбор. Берлиоз для себя сделал вот такой. Это не Воланд сделал его пустым местом. Берлиоз отрицает бессмертие, не хочет бессмертия. В конце концов, это же личный выбор каждого. Кто-то имеет право на бессмертие, кому-то оно не нужно. Кто-то хочет исчезнуть целиком. Кому-то хватит, кто-то устал. Вот Кушнер же пишет всё время: «Хватит мне той жизни что была». Имеет право. Да и вообще, многие говорят уже о том, что бессмертная душа есть далеко не у всякого. Отрастить себе душу— не такой уж труд. Об этом Евангелие говорит исчерпывающе.…

Можно ли назвать повесть «Гамбринус» Ивана Куприна неким аналогом «Ста лет одиночества» Габриэля Маркеса, где вместо Макондо выступает портовый кабак?

Нет. Я думаю, что «Гамбринус» играет более важную роль в русской прозе. С него началась одесская школа, южная школа вообще. Именно с Гамбринуса начался Ильф и Петров, Олеша, и такие менее известные авторы, как Гехт, Бондарин. Конечно, влияние его на Катаева было огромно. Я вообще думаю, что южная школа, «юго-западная», как её ещё называют, одесская и отчасти киевская в лице Булгакова, школа гудковская, если брать 20-е годы, началась именно с Куприна.

Потому что Куприн, хотя он самого что ни на есть наровчатского происхождения, и долго жил в Петербурге, и долго был в Москве, но он по темпераменту южанин. Почему, собственно, он и написал «Черный туман» о том, как Петербург высасывает жизнь из…

Не кажется ли вам, что у Михаила Булгакова были какие-то предубеждения на счет евреев?

Видите ли, это вполне обоснованное впечатление. У многих возникал подобный вопрос, потому что Швондер есть у нас. Другое дело, что Швондер — это представитель определенного политического типа, а не определенного национального, этнического клейма. Конечно, засилье таких швондеров в 20-е годы провоцировало антисемитизм. Корни этого антисемитизма, на мой взгляд, убедительно вскрыты в книжке Головкиной-Корсаковой «Лебединая песнь», потому что там как раз один еврей, облагодетельствовавший белого офицера, понимает, что белый офицер остался антисемитом несмотря ни на что.

Это распространенная вещь, пустившая, видимо, в русском народе куда более глубокие корни, восходящая еще…

Как соотносятся фигуры Иешуа и Мастера из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», если один, по вашей классификации, трикстер, а другой — фаустианец?

Нет, конечно, Иешуа никаким трикстером не является, потому что это совершенно другая трактовка Христа, совершенно новая христология. Справедливо, на мой взгляд, наблюдение Александра Мирера, который в своей книге «Евангелие Михаила Булгакова» (и «Этика Михаила Булгакова») писал, что и Пилат на самом деле образует цельную фигуру Христа, поскольку Христос реальный, или Христос исторический, или Христос религиозный как бы раскладываются у Булгакова на две испостаси — силовую и гуманную. Это довольно дерзкая мысль, но, в общем, в структуре романа она находит подтверждение. Но если искать какие-то… Вот тут сказано: «Допустим, Левий Матвей — прообраз Ивана Бездомного, но где прообразы Пилата…

Почему вам не нравится экранизация романа «Мастер и Маргарита», сделанная Владимиром Бортко? Какой вы видите идеальную экранизацию Михаила Булгакова?

Понимаете, я не думаю, что у меня прохладное отношение к этому фильму. Я к этому фильму равнодушен. Нет, понимаете, если ты берешься экранизировать такую вещь, как «Мастер и Маргарита», тебе мало напроситься в соавторы к Булгакову. Тебе надо прочесть этот роман по-своему, тебе надо предложить концептуально иное прочтение книги, актуализировать в ней какую-то другую линию, например, показать, что такие, как Воланд и Пилат, единственные, кто может управлять этим миром. И они поэтому присланы сюда. Вот, скажем, визуализировать как-то концепцию Александра Мирера, что настоящий Христос как бы разделен у Булгакова на ипостась силы (условно говоря, на Пилата и Афрания) и ипостась добра (условно…

Что вы думаете о версии Ирины Амлински относительно того, что «12 стульев» Ильфа и Петрова написаны Михаилом Булгаковым?

Я знаю эту версию, она сейчас широко обсуждается. Есть старая фраза Жолковского о том, что «каждое поколение желает видеть одного писателя, который написал все за всех». Пушкин написал «Конька-горбунка» (есть такая версия), Булгаков написал «12 стульев». Мне кажется творческая история «12 стульев» и «Золотого теленка» достаточно выясненной. Есть черновики, есть многочисленные свидетельства. И я уж скорее поверил, если угодно, в более экзотическую версию: что Ильф и Петров написали «Мастера и Маргариту»; роман, который очень мало похож на остальные сочинения Булгакова, но творческая история «Мастера…» тоже в достаточной степени выяснена.

Попытка приписать одному…

Как видят роль Христа Юрий Домбровский, Михаил Булгаков и Федр Достоевский?

Про Достоевского я вообще не хотел бы говорить применительно к роли Христа, потому что Достоевский, по моему глубокому убеждению, Христа не видел, не чувствовал. Он все время пытался на его месте увидеть либо больного, либо какую-то патологию, либо преступника, который на дне своего преступления, как звезду из колодца, что-то такое увидел. Странные какие-то христологические студии Достоевского, появление у него Христа, который целует Великого инквизитора,— это с одной стороны очень логично, а с другой стороны этот поцелуй очень убийственный, амбивалентно это все. Вот желание Алеши Карамазова расстрелять того помещика, который затравил собаками мальчика,— оно, по крайней мере, понятно,…