Понимаете, я не думаю, что у меня прохладное отношение к этому фильму. Я к этому фильму равнодушен. Нет, понимаете, если ты берешься экранизировать такую вещь, как «Мастер и Маргарита», тебе мало напроситься в соавторы к Булгакову. Тебе надо прочесть этот роман по-своему, тебе надо предложить концептуально иное прочтение книги, актуализировать в ней какую-то другую линию, например, показать, что такие, как Воланд и Пилат, единственные, кто может управлять этим миром. И они поэтому присланы сюда. Вот, скажем, визуализировать как-то концепцию Александра Мирера, что настоящий Христос как бы разделен у Булгакова на ипостась силы (условно говоря, на Пилата и Афрания) и ипостась добра (условно говоря Иешуа). Воланд и Пилат — это такие инструменты управления миром и, на самом деле, инструменты не совсем бессовестные. Даже, я бы сказал, не лишенные некоторого милосердия, как ни законопачивай щели.
Поэтому прочтение Бортко показалось мне концептуально неудовлетворительным, это довольно рабская экранизация; экранизация, которая исходила из возможностей бюджета, а не исходя из внутренней необходимости. Я понимаю, что ему, как всякому хорошему читателю (а он хороший читатель), хочется визуализировать эти роскошные сцены. И он достигает некоторой изобразительной силы, например, там, где они все поют «Славное море, священный Байкал!». Это прелестный эпизод. Но Бортко не мыслитель, а надо быть мыслителем, чтобы экранизировать «Мастера».
Я, пожалуй, согласен с гениальным мультипликатором Шварцманом, дай бог ему здоровья, который как раз в интервью к столетию сказал, что идеальной экранизацией «Мастера» могла бы быть мультипликация. Но только это должен делать художник, во-первых, не один, а во-вторых, там должны быть три изобразительных стиля: свой стиль у фантастических сцен, свой у бытовых, и свой — у ершалаимских. Только мультипликация может это решить, причем, как он сказал, мультипликация ершалаимских сцен должна быть рембрандтовского уровня. Это представить себе немыслимо, это должен быть художник-постановщик такого класса, что я просто не нахожу аналогов. Хотя мультипликация как такой коллективный труд, как такие коллективные решения могла бы привести здесь к появлению удивительных догадок.