Нет, конечно, Иешуа никаким трикстером не является, потому что это совершенно другая трактовка Христа, совершенно новая христология. Справедливо, на мой взгляд, наблюдение Александра Мирера, который в своей книге «Евангелие Михаила Булгакова» (и «Этика Михаила Булгакова») писал, что и Пилат на самом деле образует цельную фигуру Христа, поскольку Христос реальный, или Христос исторический, или Христос религиозный как бы раскладываются у Булгакова на две испостаси — силовую и гуманную. Это довольно дерзкая мысль, но, в общем, в структуре романа она находит подтверждение. Но если искать какие-то… Вот тут сказано: «Допустим, Левий Матвей — прообраз Ивана Бездомного, но где прообразы Пилата и Афрания?» Они как раз совершенно очевидны: Пилат и Воланд, такие князья мира сего, и Афраний и Азазелло. Азазелло — ангел смерти, который выполняет самые деликатные поручения, который, собственно, и убивает Мастера и Маргариту, чтобы исхитить их из Москвы, перевести их в новое состояние. Конечно, можно подумать вообще о воландовской свите как о некотором отражении Афрания, но на самом деле мне кажется, что и Афраний, и Азазелло, такие два рыцаря смерти, два ближайших сотрудника, как раз вполне себе запараллелены.
Как соотносятся фигуры Иешуа и Мастера из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», если один, по вашей классификации, трикстер, а другой — фаустианец?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев