Какие главные полемики были в XIX веке?

Дмитрий Быков
>1т

Наверное, главная полемика XIX века — это все-таки «Великий инквизитор» в «Братьях Карамазовых» , это полемика Достоевского (скрытая) с партией Константиновского дворца. Достоевский так был устроен, что для него художественные соображения были выше человеческих и политических, поэтому он сумел изобразить Победоносцева с предельной убедительностью, да ещё и посылал ему это для чтения. И поэтому, в конце концов, он стоял на пороге разрыва с этой партией. Я абсолютно уверен, что второй том «Карамазовых» показал бы всю неизбежность краха вот этой фальшивой концепции государства-церкви. Полемика с «Великим инквизитором» — это и полемика с Леонтьевым в том числе, и полемика со всем государствобесием, с той антихристовой церковью, которую заклеймил Мережковский, потому что это именно четкое понимание, что присвоение Христа государством ведет к неизбежному вырождению. Конечно, Достоевский не любил католичество, и именно за это — за его политизированность, за его огосударствление, за попизм. Но вот та ситуация, которая описана в «Инквизиторе», она ничем не лучше папства. И думаю, что «Великий инквизитор» — это одно из самых глубоких его прозрений.

Вторая такая полемика для XIX… ну, скорее, это уже начало XX века — это полемика церковных мыслителей с Львом Толстым по поводу его выхода из христианства, ну, из официального христианства, по крайней мере из православия. Это его полемика с достаточно многими, кстати говоря. Ну, тут Иоанн Кронштадский засветился, наверное, в самом таком бездарном, что ли, смысле, в самом жалком, потому что Иоанн Кронштадский вообще ведь не публицист, по большому счету. Иоанн Кронштадский — это человек, который пытается стяжать святость на новом этапе, но, к сожалению, как полемист он против Толстого совершенно несостоятелен. Но был целый круг авторов, которые полемизировали с Толстым, и полемизировали очень неудачно. Иоанн Кронштадский говорит о его львиной гордости, пишет, что он «аки лев рыкающий». В толстовской позиции как раз, мне кажется, нет гордыни. В толстовской позиции есть попытка достучаться до правды, докопаться до правды, но эту правду он понимает очень неправильно.

Тут полемика могла быть только одна: «Когда вы возражаете против церковной обрядности, против наших ритуалов, против причастия, с точки зрения материалистической вы совершенно правы. Но мы полагаем, что действовать так, как мы, душеполезнее. Мы не вкладываем в это никакого сакрального смысла, но мы полагаем, что так лучше. Вот и все. При этом мы вовсе не думаем, как сказано там у вас «Воскресении», что мы едим тело Бога и пьем его кровь. И это для нас не язычество. Это мы вот такую духовную практику предпочитаем. Это наши воспоминания о Тайной вечере, не более того». Но и когда Христос говорит: «Сие есть плоть Моя»,— он, конечно, имеет в виду метафору.

Могли быть другие полемические приемы против Толстого. Но с другой стороны, понимаете, ведь Толстой — опять-таки, он не столько взыскует в данном случае к истине, он пытается выстроить (вот это очень важно для наших дней), пытается выстроить такую программу жизни, которая бы позволяла не участвовать в государственной лжи. Вот полемика по этим вопросам очень важна. «Жить не по лжи» у Солженицына — это всего лишь развитие толстовских идей. Вот каким образом можно жить в такой рабской ситуации — и при этом не быть рабом, и при этом не участвовать (по крайней мере, своим голосом, деньгами, поддержкой) в репрессивной политики государства? Каким образом от этого дистанцироваться? Вот здесь тоже полемика очень интересная. Вообще полемика вокруг толстовства мне представляется главным спором рубежа веков.

Вот мы как раз с Николаем Богомоловым на его семинаре заговорили о том, в какой мере можно назвать Толстого модернистом. Толстой же пишет: «Я люблю это слово и понятие — Fin de siècle». Наверное, Толстой действительно (ну, как правильно совершенно говорит Богомолов), он не является модернистом, но он к этому тяготеет, потому что тут вам и жизнестроительство, и вот секта вокруг него существующая, и модернистские приемы его поздней прозы, связанные с разрушением наррации и с разрушением жанровых границ. Он, конечно, модернист по своей жизненной практике. И Бунин был модернистом, этого не сознавая, хотя позировал в качестве консерватора постоянно.

Так вот, толстовский опыт этого времени — это самое существенное то, что происходит вокруг Толстого, прежде всего полемика вокруг его секты. Это очень важно. Потому что он сам про себя говорил дочери: «Я не толстовец». И вот то, что всякое учение в России неизбежно вырождается в секту по разным причинам (и необязательно в России, кстати),— вот это тоже полемика достаточно существенная. Вот то, что существует вокруг Толстого, и то, что существует вокруг Достоевского, вот эти два главных спора.

Наверное, интересная полемика XIX века — это полемика между «Современником» и его оппонентами в лице радикальных футуристов, в лице «Дела», Писарева, Благосветлова и так далее, полемика там вокруг Щедрина, «Цветы невинного юмора». Условно говоря, полемика либералов с радикалами. Вот это очень интересно. Тоже один из главных споров — это спор Писарева даже не с консерваторами (консерваторами он не заморачивается, ему это не интересно, они безнадежны), а вот его полемика с Некрасовым. Она же, кстати, и эстетическая полемика: имеет ли смысл искусство или искусство должно быть чисто прагматическим? Это то, что потом отозвалось в полемике физиков и лириков. В любом случае полемика Писарева с Некрасовым и со Щедриным — она интересна. Я думаю, что из всего круга «Современника» они всерьез воспринимали только Чернышевского, которого тоже недопонимали, конечно. А вообще некрасовская позиция во многих отношениях, для меня во всяком случае, нравственный эталон.

И вот статья «Цветы невинного юмора» и особенно «Мотивы русской драмы», где набрасывается Писарев на «Грозу», такая… Ну, две позиции очень характерные для русской полемики, для русской критики, воплощенные в двух говорящих фамилиях — Добролюбов и Благосветлов. Это ужасно интересно, ужасно символично! В России все очень символично, как будто Господь печется о наглядности. Вот этот спор или то, что называли ещё «расколом в нигилистах»,— это самое интересное. Да, нигилисты, как и либералы сегодня, они всегда между собой полемизируют, потому что, как правильно заметил Акунин, «едины только сторонники собственной выгоды»: между ними разногласий, так сказать, идейных разногласий не бывает.

😍
😆
🤨
😢
😳
😡
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Чью биографию Николая Некрасова вы бы посоветовали?

Книга Скатова очень хорошая, но лучшая биография Некрасова – это «Рыцарь на час», то есть автобиография. Или, если брать прозу, то это «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Он начал писать в 40-е годы автобиографический роман. У Некрасова вообще было два неосуществленных великих замысла: автобиографический прозаический роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» и неоконченная великолепная по эскизам драма в стихах «Медвежья охота», где он выносит приговор поколению и где медвежья охота вырастает до такого масштабного символа. Только у Тендрякова в рассказе «Охота» она была так же интерпретирована. Такая охота на своих, потрава.

Про Некрасова мог написать только Некрасов.…

Не могли бы вы рассказать об образе Смердякова из романа «Братья Карамазовы» Федора Достоевского?

Видите, там какая вещь? «Братья Карамазовы» – роман бродящий, переходный (это термин Аннинского – «бродящий»). Толстой в этом состоянии прожил всю жизнь, а Достоевский в него впадал иногда. И вот мне кажется, у него переходный период по-настоящему, это или самая ранняя вещь (например, «Село Степанчиково») или последний роман – «Братья Карамазовы». Дело в том, что «Братья Карамазовы» – это роман отхода от реакции, это роман постепенно нарастающей ссоры с Победоносцевым, это роман. У Достоевского в жизни было два главных разочарования: он разочаровался в идеях революционных, фурьеристских, левых, но под конец он разочаровался в государственности. Поэтому этот старец, который у него там…

Лишённый чуда Новый Завет Льва Толстого, не является ли он предтечей рациональности Дмитрия Мережковского в романе «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»?

Ну, в известном смысле является, потому что Мережковский же почти толстовец, по многим своим взглядам. Но тут в чём дело… Для Мережковского единственное чудо лежит в плоскости художественного, для Мережковского само по себе творчество — уже присутствие Бога и чуда. Толстой к творчеству относился, как мы знаем, гораздо более прозаически, в последние годы как к игрушке. В остальном, конечно, Мережковский рационален. Да, он действительно считает, что вера — это вопрос разума. Точка зрения, может быть, немного схоластическая.

Понимаете, слишком часто иррациональными вещами — экстазом, бредом, слишком часто этим оправдывалось зверство. Ведь те люди, которые ненавидят рациональную…

Почему у Стивенсона в повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» «Хайд» переводится одновременно как «скрытый» и «под кайфом»? Можно ли назвать это произведение готическим?

Для Стивенсона, думаю, понятие hide (в дословном переводе «повышенный», «подкрученный») было еще для него неактуально. Хотя, возможно, оно появилось тогда же, когда появился опиум в Англии. Дело в том, что опиум не делает человека hide; он уносит человека в сферы более мрачные. Для меня несомненно, что Хайд (хотя он пишется через y) – это скрытое, «спрятанная личность».

Что касается готического произведения. Я всегда исходил из того, что Стивенсон – романтик, романтика и готика, как вы знаете, идут параллельными путями, но не совпадают. Прежде всего потому, что готический герой всегда борец, а романтический – эскапист, жертва. Он пытается укрыться от мира. Но, пожалуй, «Доктор Джекил и…

Согласны ли вы с мнением, что Базаров из романа Тургенева «Отцы и дети» – это карикатура, а героем его сделало советское литературоведение?

Нет, Тургенев, правда, в запальчивости говорил, что разделяет все воззрения Базарова, кроме воззрений на природу. Эта знаменитая фраза «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», которую Эткинд считает очень красивой, чтобы ее придумал Базаров. Он думает, что это заимствование из французских просветителей. Надо посмотреть, пошерстить. Тургенев уже не признается. Но, конечно, Базаров – не пародия и не карикатура. Базаров – сильный, умный, талантливый человек, который находится в плену еще одного русского неразрешимого противоречия.

Во-первых, это проблема отцов и детей, в которой каждое следующее поколение оказывается в перпендикуляре к предыдущему,…

Почему одни авторы стремятся запечатлеть свое детство, а другие – нет?

Знаете, у одного автора было счастливое детство, полное открытий, «Детство Никиты», которое в первой редакции у А.Н. Толстого называлось «Повесть о многих превосходных вещах». А другая судьба, у другого автора (как у Цветаевой) детство сопряжено с утратой матери, школьным одиночеством. И хотя она сумела написать «Волшебный фонарь» – книгу трогательного детства, – но детство было для нее порой унижений, порой трагедий. Она была очень взрослым человеком с рождения. А Пастернак называет детство «ковш душевной глуби». У других авторов детство – как у Горького. Как сказал Чуковский: «Полное ощущение, что он жил в мире патологических садистов. И кроме бабушки, там не на чем взгляду…

Чью биографию Николая Некрасова вы бы посоветовали почитать?

Книга Скатова очень хорошая, но лучшая биография Некрасова – это «Рыцарь на час», то есть автобиография. Или, если брать прозу, то это «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Он начал писать в 40-е годы автобиографический роман. У Некрасова вообще было два неосуществленных великих замысла: автобиографический прозаический роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» и неоконченная великолепная по эскизам драма в стихах «Медвежья охота», где он выносит приговор поколению и где медвежья охота вырастает до такого масштабного символа. Только у Тендрякова в рассказе «Охота» она была так же интерпретирована. Такая охота на своих, потрава.

Про Некрасова мог написать только Некрасов.…

Что вы думаете о цикле книг Джоан Роулинг про Корморана Страйка?

Лучшая книга – это «Бегущая могила», потому что она написана  на родную мне тему, близкую – на тему секты. Это тема сообществ, уверенных в своей правоте, жестоких, кровавых, повязанных всегда грехом общим и крайним сознанием собственной значимости. Я думаю, что Роулинг почувствовала, как Достоевский в сне о трихинах, главную опасность сегодняшнего момента – неспособность услышать другого. Я бы, конечно, назвал «Бегущую могилу» книгой года. Что касается остальных («Чернильно-черное сердце», «Смертельная белизна» – мать ее очень любила), то я бы не стал называть это ее шедеврами, но это полезное, нравственное и душесмягчительное, успокаивающее чтение. Потому что Роулинг верит в добро…

За что так любят Эрнеста Хемингуэя? Что вы думаете о его романе «Острова в океане»?
Когда увидел его, то подумал, что он похож на шанкр. Читал и думал: это похоже на шанкр. И в самом деле похож на шанкр!
16 дек., 06:17
Какой, на ваш взгляд, литературный сюжет был бы наиболее востребован сегодняшним массовым…
Действительно, сейчас крайне популярным стал цикл книг о графе Аверине автора Виктора Дашкевича, где действие…
18 нояб., 11:14
Джек Лондон
Анализ слабый
15 нояб., 15:26
Каких поэтов 70-х годов вы можете назвать?
Охренеть можно, Рубцова мимоходом упомянул, типа, один из многих. Да ты кто такой?!
15 нояб., 14:27
Что выделяет четырёх британских писателей-ровесников: Джулиана Барнса, Иэна Макьюэна,…
Кратко и точно! Я тоже очень люблю "Конц главы". Спасибо!
10 нояб., 17:58
Как вы относитесь к поэзии Яна Шенкмана?
Серьезно? Мне почти пятьдесят и у меня всё получается, и масштабные социальные проекты и отстаивание гражданской…
10 нояб., 06:37
Что вы думаете о творчестве Яна Шенкмана?
Дисциплины поэтам всегда не хватает
10 нояб., 06:27
Что вы думаете о творчестве Майкла Шейбона? Не могли бы оценить «Союзе еврейских…
По-английски действительно читается Шейбон
07 нояб., 13:21
Борис Стругацкий, «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики»
"Но истинный книги смысл доходит до нас только сейчас"... Смысл не просто "доходит", он многих literally на танках…
24 окт., 12:24
Кто из русских писателей больше всего похож на Антуана де Сент-Экзюпери?
Дмитрий Львович, я нигде больше не встречала документов, упоминавших встречу Мермоз с Чкаловым. Поделитесь…
18 окт., 16:31