Я недостаточно его знаю, я недостаточно профессионален, чтобы о нем судить. Кушнер считает, что он как музыкант выразился наиболее полно. Это, кстати, у него отразилось в знаменитом стихотворении:
Играет флейта еле-еле во дворе,
Как будто школьник водит пальцем в букваре.
«Но все равно она, – вздыхает Амадей, –
Судебных записей милей и повестей».
Человек, который взял себе третье имя Амадей (в честь Моцарта), очень серьезно относился к своему музыкальному творчеству. Давайте не будем гипертрофированное значение придавать одной литературе. Конечно, Гофман считал себя прежде всего музыкантом. Но он и в литературе был прежде всего музыкантом, потому что чередование лейтмотивов, законы композиции, – все это его волновало очень сильно. Но, по моему глубокому убеждению (тут уж повезло профессионалам), судить о музыке должны люди, которые знают ноты. Я могу любить или не любить какие-то музыкальные сочинения, но судить о них авторитетно я смогу, если когда-нибудь профессионально и всерьез начну это изучать. Вообще Гофман оставил довольно большое музыкальное наследие, и это исполняемая музыка. Но, видимо, в литературе он сделал то, чего никто не делал до него. А про музыку, видимо, этого сказать нельзя.