Войти на БыковФМ через
Закрыть
Лекция
Литература

Эрнст Гофман

Дмитрий Быков
>250

Майя Туровская считала, что Гофман – это счастливое исключение из немецкой литературы, потому что ни одной из традиционно немецких черт – ни культа философии, ни культа абстракции, ни милитаризма, ни тяжеловесной серьезности – мы у него не находим. По мнению Туровской, Гофман был самым французским из немецких писателей.

Я не совсем это мнение разделяю. Потому что для французского он слишком скептичен в отношении Наполеона, а Наполеон – явление глубоко французское, явление французского духа. Для меня Гофман – очень интересный ответ на главный вызов романтической эпохи. Мы привыкли считать, что романтика и готика ходят руку об руку. Иногда они друг другу очень мешают и сильно противоречат. Я бы даже сказал, что романтика и готика – это два разных ответа на идею просвещения. И романтизм, и готика исходят из того, что человек несовершенен, что он не стремится к добру или благу, а его участь погружена во тьму. Но если романтика выбирает героя борющегося и подчиняющего себе мир, героя-бунтаря, то готика выдвигает героя-эскаписта, который предпочитает от этого мира бежать и в одиночестве обдумывать свои шедевры. «Быть тебе в хрустале, быть тебе в стекле» в «Золотом горшке», – вот это заключение главного героя в стекло, в графин до некоторой степени является метафорой художника, который сидит в своем стеклянном дворце. Но если его разобьет, то погибнет.

Участь человека, по Гофману, трагична. Но утешением и компенсацией может выступать творчество, могут выступать одинокие грезы, занятие утонченными и сложными вещами вроде музыки. Гофман, конечно, яростный сатирик. Сатирик, который абсолютно беспощаден к тщеславию, к человеческому самопреувеличению, к милитаризму в любых его формах. И, конечно, он ненавидит с самого начала, ничуть не обольщаясь, Наполеона. Наполеон для него  – воплощение не просто тщеславия, а именно мелкости устремлений. И в Крошке Цахесе есть наполеоновские черты. Это сатира, которая запрещает преувеличивать карликов. Это как у Левитанского, «Человечек»:

Вот уже и утро настает.

Маленькое солнце Аустерлица

над долиной маленькой встает.

Человечек даль обозревает,

не сходя со своего коня…

Человечек не подозревает,

что он на ладони у меня.

Это такое как бы  от лица Господа стихотворение. Изобразить Наполеона в виде Крошки Цахеса, изобразить властолюбие и манию величия в виде патологии (карлика) – это великая, конечно, гофмановская идея. Но ключевая, стержневая идея Гофмана довольно парадоксальна – это идея благородного безумия. Иными словами, для Гофмана человек по-настоящему не интересен до тех пор, пока он не сошел с ума. Сходит с ума Крейслер, сходит с ума Менард в «Эликсирах сатаны». И не зря Гейне говорил, что сам дьявол не написал бы ничего более  дьявольского. Действительно, «Эликсиры сатаны» – это роман физически очень страшный. Страшный, как некоторые кошмарные фантазии Линча. Страшный физиологически: вот эта сцена, раздается в камере тихое поскребывание и шепот: «Менард, братец Менард!». Это способно свести с ума. Не зря Гейне с умилением говорил о том, как какой-то студент в Лейпциге сошел с ума, читая этот роман. Может, у Гофмана было превосходное чувство готического.

Но он искренне полагает, что состояние здравого ума, «рацио» – это прельщение, это всегда ошибка. Для Гофмана человек начинается с того сдвига, который он переживает, безумия. Мари, пока у нее не появилось Nutcracker’а, пока у нее не появилось Щелкунчика, была обычной девочкой. Она и не подозревала, что окружена крысами. Стоило ей увидеть сон, в котором уродец-щелкунчик побеждал всех и расколдовывался, ее мировоззрение приближалось к истинному.

Иными словами, главная задача каждого человека – отыскать тот волшебный, тот блаженный сдвиг в сознании, начиная с которой он видит мир как он есть. А мир как он есть – это мир жестоких чудес и страшных проклятий. Для Гофмана самое страшное – это тема ожившей куклы. Кукла, которая механически живет, механически повторяет. В этом смысле самый страшный, самый мой любимый рассказ Гофмана  – это, конечно, «Песочный человек». Там как раз студент влюбляется в куклу именно потому, что она механически повторяет все его слова, механически закатывает глаза. По Гофману – это впоследствии реализованная Сорокиным метафора мясных машин – человек является машиной до тех пор, пока он выполняет предписанные действия, ходит в предписанные места. 

Единственное и лучшее, что может сделать человек, – это распрограммировать и забыть свою, заложенную в него кукольником программу, начать действовать самостоятельно. Вообще, тема ожившей куклы в литературе одна из самых готических и самых распространенных. Началось еще с сотворения мира в Книге Бытия, продолжилось «Пиноккио», а «Пиноккио», кстати говоря, одна из самых страшных сказок. Задача человека – перестать быть ходячей куклой. Если вы помните, в «Барби» замечательно сказано: Барби начинает превращаться в человека, потому что не может больше ходить на носочках. И старая Барби дает ей совет: «Ты должна понять, кто в тебя играет».

Вот и гофмановская идея заключается в том, чтобы распрограммировать в себе куклу. Вот кот Мурр – портрет самодовольного обывателя, филистера, мещанина, который при этом еще и распевает, опьянев от жратвы, бодрые песни. Отказаться от механической бодрости, прийти к трагическому мировоззрению, даже с помощью безумия выгнать себя из комфортного мира кукольных представлений. Вот это главная задача Гофмана. Ведь и для Щелкунчика главная задача – перестать быть куклой, превратиться. А главная задача творца – эту куклу расколдовать.  Мы все носим на себе следы злого колдовства, мы все превращены в механизмы. Мы все должны соступить с этой искусственной дороги.

Что я рекомендую у Гофмана читать? Конечно, «Эликсиры сатаны» для обострения интуиции и для понимания готического сюжета. Конечно, «Песочного человека» в обязательном порядке именно потому, что он наиболее физиологически жуток и наиболее органично построен. Наверное, «Майорат» как самая лучшая замковая готическая фантазия. Ну и, наверное, «Повелителя блох». Это лучше «Повелителя мух», потому что это очень весело. Надо всегда помнить, что гофмановская сатира – это сатира освобождающая, она измывается над всеми чудовищами, которые слишком серьезно относятся к себе. 

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Когда вы говорите, что ростки фашизма есть уже во всех немецких романтиках, относите ли вы к ним и Иоганна Гете?

Да и не только в Гете. Я думаю, что она есть и в Шиллере, как это ни ужасно. И она есть и в Гофмане. Ну, в Гофмане это есть, скорее… это осознается как опасность. Потому что Гофман — он уж совсем не оттуда, он совсем в немецкой традиции — чужеродное явление: такое не то американское, не то французское, странное какое-то. Поэтому у Гофмана разве что в «Коте Мурре» есть этот торжествующий филистер. А так-то вообще-то ростки фашизма есть уже и в «Песне о Нибелунгах», что в фильме «Нибелунги», по-моему, явлено с поразительной точностью. У Хафнера есть такая мысль, что «вот, когда вы хороните немецкую культуру, вы поступаете по заветам Гитлера. Потому что на самом деле Гитлер — явление глубоко антинемецкое,…

Что бы вы порекомендовали из петербургской литературной готики любителю Юрия Юркуна?

Ну вот как вы можете любить Юркуна, я тоже совсем не поминаю. Потому что Юркун, по сравнению с Кузминым — это всё-таки «разыгранный Фрейшиц перстами робких учениц».

Юркун, безусловно, нравился Кузмину и нравился Ольге Арбениной, но совершенно не в литературном своем качестве. Он был очаровательный человек, талантливый художник. Видимо, душа любой компании. И всё-таки его проза мне представляется чрезвычайно слабой. И «Шведские перчатки», и «Дурная компания» — всё, что напечатано (а напечатано довольно много), мне представляется каким-то совершенным детством.

Он такой мистер Дориан, действительно. Но ведь от Дориана не требовалось ни интеллектуальное…

Почему в жанре магического реализма пишут в основном в Южной Америке или Восточной Европе? Можно ли отнести творчество Милорада Павича к этому жанру?

Павич – это при довольно бедном интеллектуальном насыщении, при довольно бедном понятийном аппарате замечательное умение рассказывать историю каждый раз другим способом. Эта нескучность делала бы его идеальным кандидатом на Нобелевскую премию.

Почему магический реализм популярен в Европе, тоже понятно. Потому что это остатки постромантического мировоззрения, это желание рассказывать сказки вместо унылых производственных сочинений, вместо унылого монотонного реализма. Мне-то как раз кажется, что магический реализм родился вместе с Гофманом. Он умел сочетать сновидческую достоверность деталей и полную непонятность целого, что и создает эффект страшного и заставляет нас…

Что вы думаете о книге «Житейские воззрения кота Мурра» Эрнста Гофмана?

«Житейские воззрения кота Мурра» – это, к сожалению, незаконченный роман. Понимаете, из трех планируемых томов написаны два. И многое не доведено до конца. Главная фигура в книге – это не кот Мурр. Главная фигура – это Крейслер. Это наиболее существенный вклад Гофмана в Крейслериану – в жизнь, в описание философии композитора. Но мы знаем о Крейслере явно недостаточно. Безумие, которое им овладело; любовь, которая им овладела; страшные галлюцинации, которые его посещают; эта история с алым ястребом, который хлебнет крови, – это мрачный фон романа, который делает его не столько комическим, пародийным произведением, не столько линией Котофея, сколько линией прозрения одинокого гениального…

Согласны ли вы, что крошка Цахес из повести Гофмана был местью людям от обиженной феи?

То, что фея Розабельверде не очень хорошо думала о людях и о короле Пафнутии, – это не очень плохое допущение. Ей было за что сердиться на людей, которые выгнали чародеев. Но это нет, там у Гофмана более сложная эмоция. Конечно, это не было местью людям с ее стороны. Это было внезапным порывом сострадания к карлику, к уродцу. Она его увидела. Это очень по-гофмановски. 

Так вот, она почувствовала, что изменить его природу не может. Она не может, при всем своем фейском всемогуществе, сделать его красивым и талантливым. Но она может сделать ему три волоска, которые позволят ему производить на людей такое впечатление. А люди вообще вымещают зло за свои иллюзии на объекте этих иллюзий. Поэтому…

Как понимать образ художника-разоблачителя в романе Эрнста Гофмана «Эликсиры сатаны»? Есть ли где-то еще подобные типажи в мировой литературе?

Нет, вообще то, что художник видит истину и портретирует, – это довольно частый мотив. Он есть в «Мельмоте-скитальце», который, кстати, появился одновременно с «Эликсирами сатаны» и содержит весь набор готических мотивов. Надо посмотреть. Там тоже есть страшный портрет, который на всех смотрит. Вообще, тема портрета – в гоголевском «Портрете», например – очень важна для готики. Потому что художник похищает душу того объекта, которого изображает. И похищает его тень, если угодно.

Тема художника-похитителя души, художника-разоблачителя  – это готическая тема. Вообще, тема художника, видящего истинную, непарадную и даже вообще незримую часть человеческой души – это…

Не могли бы вы рассказать о готическом романе?

Для этого надо перечитать Анну Рэдклифф , надо перечитать метьюриновского «Мельмота Скитальца», надо перечитать «Портрет Дориана Грея» под этим углом. Но в принципе, готический роман — это реакция на философию просвещения, реакция довольно важная. «Реакция» здесь — в прямом смысле слова. Реакция для нас — всегда какое-то движение, направленное против прогресса, с ненавистью на него отвечающее. И действительно, всякий раз, когда вера в идеалы, в прогресс, в человека здорового, полноценного; всякий раз, когда эта вера начинает занимать в обществе сколько-нибудь лидирующие позиции, тут же возникают люди, которые уверены, что человек по природе своей зол, что мир лежит во зле, что никакого не…

Почему в Петрограде возникла литературное группа «Серапионовы братья»? Почему они так называлась?

Это довольно известная история. «Серапионовы братья» назвались так в честь четырехтомного романа Гофмана. Это, строго говоря, не роман, а такой цикл рассказов с шкатулочным, барочным обрамлением. Вот общество пустынника Серапиона, которое имело более-менее реальный прототип, общество Серафимовых братьев, куда входил, насколько я помню, Шамиссо, сам Гофман там появлялся, и некоторое количество магнетизеров, гипнотизеров. Это такие люди, которые изучали оккультные, темные, мистические истории. И «Серапионовы братья», выдуманные Гофманом,— это предлог объединить его слабые и сильные, разные рассказы в единый цикл и издать по аналогии с тиковским «Фантазмусом». Естественно, что…